ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
АЗРК обнаружил экономические и технологические барьеры на этом рынке.
Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке туристских услуг. Поводом для изучения рынка послужили обращения «относительно выхода на рынок туристических услуг мобильного сервиса по реализации туристических пакетов в качестве туристического агента ТОО «Kaspi Travel».
Согласно официальным данным, по состоянию на май 2025 года в Республике Казахстан зарегистрированы 8 846 субъектов туристской деятельности. В 2023-2024 годах осуществлял деятельность в сфере выездного туризма более 3500 туристских агентств. По итогам 2023 года общий объём продаж туристских услуг через турагентов составил ₸415,3 млрд; по итогам 2024 года - ₸566,4 млрд. Анализ показал, что ни один из субъектов рынка не занимает доминирующее положение, совокупная доля трёх крупнейших участников составляет лишь 22,9%, а максимальная индивидуальная доля — 9,13%. Да и в целом рынок турагентских услуг в Казахстане по итогам за 2023-2024 года характеризуется высокой степенью конкуренции и низким уровнем рыночной концентрации.
Впрочем, на розничном рынке туристских услуг АЗРК выявил ряд барьеров входа, препятствующих свободному доступу новых участников и влияющих на уровень конкуренции. Существенную роль играют экономические и технологические барьеры, в числе которых - высокая стоимость начальных вложений, включая аренду офисов, оплату труда квалифицированных сотрудников, разработку цифровых платформ и проведение маркетинговых кампаний, делает вход на рынок затратным и рискованным. Также конкуренция со стороны крупных онлайн-агрегаторов, обладающих узнаваемыми брендами, удобными цифровыми решениями и устойчивыми связями с потребителями, по мнению АЗРК, снижает возможности новых агентств по привлечению клиентов.
UTC+00