ВАП ВЫЯВИЛ НАРУШЕНИЯ НА СОТНИ МЛРД ТЕНГЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА
Также выявлены факты неэффективного использования средств.
Высшая аудиторская палата завершила проверки мер государственной поддержки бизнеса. Ведомство выявило финансовые нарушения на ₸13 млрд, факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств на ₸133 млрд, а также факты искажения финансовой отчетности на ₸132 млрд.
По словам председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, проверка выявила завышение финансирования по ряду проектов, где расходы подгонялись под сумму льготного кредита. Формально документы есть и кредиты погашаются, но средства могли пойти на другие проекты.
К примеру, по одному проекту из-за неверных расчетов ₸20 млрд были не освоены и аннулированы. Также зафиксированы выплаты дивидендов собственникам в период господдержки: ограничений здесь нет, но суммы, превышающие объем поддержки, вызывают вопросы. Кроме того, выявлены факты долгого доведения средств.
По данным ВАП, рост налоговых поступлений зафиксирован в 64% проектах с финансовой господдержкой, но не всегда за счет самих мер. В ряде случаев производство не запущено, оборудование не используется, а налоги растут за счет ранее налаженного бизнеса. При этом эффект нефинансовых мер не рассчитывается и не отслеживается, хотя их стоимость для государства в разы выше рыночных аналогов.
Алихан Смаилов заявил, что в Казахстане действует множество мер, механизмов и операторов господдержки, в которых обычному предпринимателю трудно разобраться. При этом до сих пор нет централизованной информационной платформы, охватывающей все виды поддержки — от подачи заявки до оценки эффектов.
«В особенности, когда субъект бизнеса хронически финансируется из госбюджета и получает до 19 мер поддержки из разных источников. Поэтому они продолжают действовать по инерции. Акцент в оценке эффективности смещен на количественные показатели, ограничиваясь рабочими местами и налогами. Реальные эффекты для экономики в виде роста объема производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости бизнеса не отслеживаются», — заявил Алихан Смаилов.
Он добавил, что Единый реестр государственной поддержки, разработанный Министерством национальной экономики, недостаточно эффективен — он не охватывает всех мер поддержки, предусмотренных Предпринимательским кодексом, и содержит неактуальные меры.
Также нет единой методологии оценки эффекта мер государственной поддержки — у Министерства национальной экономики одни подходы, у отраслевых органов другие. Понятия социального и экономического эффекта размыты. Неясно, как их считать, за какой период и как связать результат с конкретной мерой поддержки.
Разрозненная система господдержки также привела к множеству операторов — для субсидирования, экспортного финансирования, консультаций и так далее. Стоимость их услуг определяется произвольно, без учета реальных трудозатрат, а качество работы не оценивается.
Кроме того, из-за слабой межведомственной координации некоторые операторы начали устанавливать собственные правила — требовать у бизнеса лишние документы, нарушать принципы равного и прозрачного доступа к господдержке.
UTC+00





















