ВЫСШАЯ АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА ВЫЯВИЛА ПРОБЛЕМЫ В ГОСФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В ВАП выделили медленные процедуры финансирования.
Высшая аудиторская палата завершила аудит эффективности государственного финансирования обрабатывающей промышленности. В ВАП выявили ряд недостатков — медленное доведение средств до конечных получателей и недофинансирование ряда отраслей.
С 2016 по 2023 годы объемы производства в обрабатывающем секторе выросли с ₸8 трлн до ₸22 трлн. Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности за этот же период увеличился с ₸878 млрд до ₸1,6 трлн.
Также в Высшей аудиторской палате отмечают рост экспорта товаров. Наибольшие показатели были в 2022 и 2023 годах, когда поставки в другие страны достигали $27 млрд и $23 млрд соответственно. Доля обрабатывающей промышленности в общем экспорте за 2023 год составила 29%.
Господдержкой обрабатывающей промышленности Казахстана занимаются «Банк развития Казахстана» и «Фонд развития промышленности». С 2019 по 2023 годы они профинансировали различные отраслевые проекты на общую сумму ₸2,4 трлн. В основном это были проекты в металлургической, пищевой промышленностях, машиностроении, а также производства резиновых и пластмассовых изделий.
Однако в ВАП отмечают низкую долю финансирования проектов с выраженной экологической и инновационной нагрузкой. К тому же практически не представлены такие направления, как готовые изделия, легкая и фармацевтическая промышленности.
Также имеют место факты длительного доведения льготных средств до конечных получателей, что может негативно влиять на общую эффективность мер господдержки. Причем это касается даже средств из резерва Правительства, предусмотренных на неотложные мероприятия: отмечены факты их использования с задержкой.
«Вам деньги из бюджета выделяются, чтобы активно инвестировать в экономику и тем самым расширять налогооблагаемую базу, создавать новые рабочие места, поддерживать ее. Но вот вы на деньгах сидите, хотя должны оперативно их распределять. Получается, запрашиваете какие-то суммы у государства и замораживаете их на депозитных счетах, в то время как эти средства могли бы работать в рамках бюджета — на других важных инфраструктурных проектах», — заявил председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов, обращаясь к руководству квазигоскомпаний.
В ВАП также отметили, что «Банк развития Казахстана» устанавливал различные предельные ставки вознаграждения экспортерам. Для отдельных заемщиков «БРК» по своему усмотрению применяло ставки кредитования ниже установленного предела на 1-2,5%.
Аудиторы считают, что «Банк развития Казахстана», по сути, стал «личным банком для избранного круга лиц», так как преимущественно финансировал проекты крупного бизнеса.
К тому же обязательства по экспорту, которые выставляет банк, не всегда стимулируют заемщиков увеличивать поставки в другие страны. Это касается случаев, когда существующие показатели экспорта уже соответствуют кредитному соглашению. Такой подход создает риск неэффективного распределения государственных ресурсов и использования их в качестве дешевого источника фондирования на отвлеченные цели: выплата дивидендов акционерам и размещение на банковских депозитах.
«Встречные обязательства по экспорту вы ставите настолько комфортные, что у заемщиков нет никакой мотивации увеличивать его. Как результат, доля экспорта предприятий, которые вы поддерживаете, упала в общем объеме экспорта с 2020 года в 2 раза — с 9,1% до 4,5%. Хотя миссия «БРК» как одного из крупных наших институтов развития заключается в продвижении экспортного потенциала обрабатывающей промышленности», — отметил Алихан Смаилов.
Что касается «Фонда развития промышленности», то он не проводит оценку ожидаемого социально-экономического эффекта своей работы. Данная методика отсутствует вообще.
Также выявлены случаи финансирования проектов с высоким уровнем риска. По проектам, попавшим в аудиторскую выборку, отмечаются ухудшение финансового состояния, недостижение планов по экспорту продукции и просрочки по платежам. Двум из них при этом присвоен статус экономического дефолта.
UTC+00