ВЫСШАЯ АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА ВЫЯВИЛА РЯД НЕДОСТАТКОВ В ПЛАНИРОВАНИИ БЮДЖЕТА
В ВАП выявили 6 направлений.
В Высшей аудиторской палате выделили 6 направлений на общую сумму ₸4,6 трлн, где выявлены недостатки в планировании бюджета на 2025-2027 годы.
Анализ затронул несколько направлений: охрана здоровья населения, нацпроекты «Комфортная школа» и «Доступный Интернет», строительство и реконструкция республиканских автодорог, предотвращение и ликвидация ЧС.
«В рамках шести оцененных направлений расходов с охватом ₸4,6 трлн в трехлетний периоде нами предлагается следующее: оптимизировать ₸3 млрд, дополнительно предусмотреть ₸12,2 млрд и перераспределить ₸117 млрд», — заявил член Высшей аудиторской палаты Ардак Тенгебаев на заседании Мажилиса.
По его словам, основной прогноз Правительства не гибкий, большое отклонение от курса и наступление неблагоприятного периода от падения цен на нефть увеличивают риск неполного поступления в бюджет. Что свидетельствует об отсутствии генерирования новых источников пополнения бюджета.
Прирост расходов на 2025 год составит 7%, или ₸25,8 трлн. Дефицит бюджета прогнозируется с ростом на 14% или больше на ₸501 млрд от планов на текущий год.
«Традиционно сбалансированность бюджета планируется обеспечить за счет трансфертов из Национального фонда и привлечения займов. Наблюдается увеличение объема трансфертов из нацфонда в республиканский бюджет, который составит 20% в общем объеме расходов бюджета на 2025 год, а это составит ₸5,3 трлн. Это влечет за собой увеличение не нефтяного дефицита бюджета с 6,6% до 7, 3% к ВВП. Большую часть средств нацфонда планируется привлечь в виде целевого трансферта», — сказал Ардак Тенгебаев.
Он добавил, что следующим источником покрытия дефицита бюджета служат займы. У Высшей аудиторской палаты вызывает опасения темпы роста государственного долга, который за последние 5 лет составляет в среднем 12% приближаясь к темпам роста ВВП. Расходы на погашение и обслуживание займов в 2025 году составляет ₸6,1 трлн, это 38% от всех доходов или 24% от всех расходов республиканского бюджета, что повышает риски платежеспособности государства.
Однако не раскрывается, какая тенденция прогнозируется с учетом поступления займов в краткосрочном и долгосрочном периоде в проекте закона. Согласно концепции управления государственными финансами до 2030 года, бюджетные правила по обслуживанию долга в размере не более 10% расходов уже приближенно к критической оценке.
Согласно оценке Высшей аудиторской палаты, при формировании потребности в лекарствах и медизделиях по линии ГОБМП не учитываются имеющиеся остатки. Это привело к завышенному планированию по ряду наименований на сумму порядка ₸2 млрд. Нет единой методики расчета потребности. Также отмечается низкое качество составления заявок.
По нацпроекту «Комфортная школа» ВАП выявила недостатки и проблемы в реализации 152 школ, которые планируется сдать в 2025 году. Фактически их строительство еще не началось, так как не до конца утверждены проектно-сметные документы, завершены не все конкурсные процедуры, не по всем объектам выделена земля.
Отсутствует анализ актуальности и целесообразности исполнения некоторых пунктов нацпроекта «Доступный Интернет». По бюджетной программе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности предусматривается реализация проектов ГЧП со скоростью интернета на уровне не менее 20 мегабит в секунду. Но по нацпроекту планируется обеспечивать граждан подключением со скоростью не менее 100 мегабит в секунду. Такое несоответствие несет риски недостижения запланированных показателей.
Определение приоритетности проектов по строительству и реконструкцию республиканских автодорог за счет займов под госгарантию должно осуществляться с учетом оценки прямого и косвенного социально-экономического эффекта. Однако на сегодня такая информация не представляется. Также отмечается затягивание сроков реализации уже утвержденных проектов: при средней нормативной продолжительности в 3 года фактически строительство длится по 5-6 лет.
UTC+00