ФУНКЦИИ НАЦФОНДА ПЕРЕСТАЛИ РАБОТАТЬ?
Аналитики из Halyk Finance опубликовали «ответ» на обозрение Нацбанка
Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов
В инвестиционном банке Halyk Finance опубликовали «ответ» на материал в «Экономическом обозрении» Нацбанка. В статье финрегулятора проведён анализ инвестиционных стратегий, а также сравнительный анализ подходов управления активами суверенных фондов с целью дальнейшего развития процесса управления активами Нацфонда. В «Экономическом обозрении» Нацбанк утверждал о превалировании стабилизационной функции Нацфонда над сберегательной в последние годы. Однако эксперты Halyk Finance с этой позицией не согласились. Более того, они уверены, что в последние годы в Казахстане перестала работать стабилизационная функция Нацфонда, что, в свою очередь, вызвало проблемы в работе и его сберегательной функции.
Напомним, что Нацфонд имеет две функции: во-первых, это сберегательная функция, что означает сбережение финансовых ресурсов государства посредством формирования накоплений для будущих поколений. Во-вторых, это стабилизационная функция, что означает снижение зависимости государственного бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.
«В соответствии с лучшей мировой практикой, для суверенных фондов благосостояния (СФБ), стабилизационная функция таких фондов заключается в том, что при высоких ценах на сырье избыточные поступления от сырьевого сектора в бюджет аккумулируются и инвестируются в иностранные финансовые активы, чтобы избежать избыточного роста бюджетных расходов, ненужного перегрева экономики страны и роста инфляции. При низких ценах на сырье иностранные активы СФБ конвертируются в национальную валюту и делаются трансферты в бюджет, чтобы не допустить снижения бюджетных расходов и таким образом поддержать рост экономики. В целом, стабилизационная функция суверенных фондов является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, и такое использование фонда называется контрцикличным бюджетным правилом.
Как мы уже неоднократно писали, в последние годы правительство вместо контрцикличной бюджетной политики проводит процикличную политику, что означает следующее: Нацфонд перестал исполнять свою стабилизационную функцию, в результате чего во время высоких цен на нефть перестала надлежащим образом работать сберегательная функция фонда», - отмечается в статье.
Авторы материала - советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов и сотрудник Аналитического центра Мадина Кабжалялова также пишут о том, что начиная с декабря 2022 года, искажение стабилизационной функции Нацфонда было дополнено другой серьёзной проблемой – произошло изменение очень важного бюджетного правила, согласно которому деньги из Нацфонда должны были поступать в экономику Казахстана только через республиканский бюджет, только в рамках стандартных бюджетных процедур и только с одобрения и контроля со стороны Парламента. В результате правительству было позволено напрямую (а не через бюджет, как это было ранее) кредитовать ФНБ «Самрук-Казына» из Нацфонда, а также Нацфонду было разрешено приобретение акций акционерного общества НК "КазМунайГаз" по решению правительства.
«Сейчас представители правительства утверждают, что вложения денег Нацфонда в облигации ФНБ «Самрук-Казына» и в акции НК "КазМунайГаз" представляют собой такие же инвестиции, какие Нацфонд осуществляет в иностранные активы для исполнения сберегательной функции. Однако, по нашему мнению, это полностью неверное утверждение. Как мы уже не раз отмечали, по факту, покупка Нацфондом облигаций и акций отечественных государственных компаний представляет собой внебюджетное финансирование экономики Казахстана из Нацфонда, что полностью противоречит стабилизационной функции Нацфонда. Также, такая практика грубо нарушает принципы подотчётности всех государственных финансов Казахстана парламенту, а значит – всему обществу», - заключают автора материала.
UTC+00