ОТЧЁТНОСТЬ НАЦФОНДА СТАНЕТ ПРОЗРАЧНЕЕ, А ГОСДОЛГ – БОЛЕЕ ВЗВЕШЕННЫМ
Правительство обещает добавить открытости в эти данные.
Системные проблемы не только исполнения республиканского бюджета, но и подходов правительства к управлению государственными финансами подняли на пленарном заседании депутаты мажилиса. Рассматривая отчёт правительства об исполнении республиканского бюджета, особое внимание депутаты обратили на состояние Национального фонда и размеры государственного долга (тем более, что в настоящее время на трансферты и займы приходятся значительные доли поступлений в бюджет).
Мажилисмен Ерлан Стамбеков отметил, что сегодня структура вложений средств Национального фонда остаётся закрытой не только от широкой общественности, но и от парламента. На это обратила внимание и Высшая аудиторская палата, указав в своём анализе, что в отчётах Национального банка отсутствуют данные о валютах, странах размещения, инструментах, уровне доходности активов Нацфонда.
«В то время, когда международные фонды, такие фонды, как норвежские, сингапурские фонды публикуют полные инвестиционные отчёты, в Казахстане до сих пор нет ни прозрачной отчётности, ни независимого контрольного органа. И сам Национальный банк совмещает функцию и управляющего, и регулятора, что вызывает по факту конфликт интересов», - заявил депутат.
Первый заместитель Национального банка Ерлан Жамаубаев согласился с мажилисменом в актуальности поднятых вопросов. Отсутствие отчётности прошлых лет представитель регулятора сжато объяснил некими «резонансными делами прошлых лет» (вероятно, речь идёт в первую очередь, о многолетнем судебном разбирательстве между правительство и инвесторами Стати), но не стал вдаваться в подробности. Однако с этого года отчётность будет предоставляться и даже опубликована. Причём в этом документе, по словам Жамаубаева, будут содержаться данные по параметрам, валютам, доходности Нацфонда.
«Отчётность готовится», - резюмировал Жамаубаев, не уточнив сроки её публикации.
Также в перспективе обещает правительство и пересмотреть подходы к управлению государственным долгом. Депутат Татьяна Савельева (ранее занимавшая пост вицеминистра финансов), обратила внимание на системные проблемы в управлении государственным долгом. В частности, «нет оценки возвратности и заимствования, анализа фискальных валютных рисков, свободного сводного баланса по всем видам долговых обязательств. И все эти проблемы - на фоне роста правительственного долга, который за 10 лет увеличился в 3,5 раза».
Министр финансов Мади Такиев отметил, что на 1 апреля госдолг составил ₸31,9 трлн, что составляет 21,1% к ВВП, свидетельствуя о том, что госдолг находится на безопасном уровне.
«Но, несмотря на это, этот вопрос мы на правительстве постоянно рассматриваем, буквально в первом квартале мы выносили этот вопрос на СЭП (Совет по экономической политике). В целом, для сокращения госдолга нам необходимо уменьшать дефицит и наращивать налоговую базу, то есть доходную часть бюджета, что и делается. Я думаю, эти вопросы мы подправим. Что касается изменения в бюджетном кодексе, сегодня министерство финансов разрабатывает нормативный правовый акт, в июле мы его запустим. И следующий отчет мы уже пройдем, наверное, в бюджете, когда вы увидите в разрезе каждого субъекта, кто брал долг», - сказал Такиев.
Напомним, об итогах исполнения бюджета перед парламентом правительство отчитывается во втором квартале следующего года. В настоящее время на рассмотрении депутатов находится отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год.
UTC+00