finance.kz

ПЛАТА ЗА ИНФРАСТРУКТУРУ: В КАЗАХСТАНЕ ВВЕДУТ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ ДЛЯ СТРОЙКОМПАНИЙ

Он будет исчисляться с каждого квадратного метра и расходоваться на социально-значимые объекты.

Правительство анализирует возможность введения в Казахстана социального инфраструктурного платежа. Пока, похоже, нет даже чёткого понимания, как его правильно назвать – платёж, сбор или налог. Однако, судя по данным, приведённым в анализе регуляторного воздействия (АРВ), без введения такого сбора у бюджета не хватит денег на строительство инженерных коммуникаций, школ и больниц.

 

Согласно расчётам, на сегодняшний день, стоимость проектирования и строительства объема новых инженерных сетей до 2030 года только в столице составляет порядка ₸1,35 трлн, а в целом по стране - порядка ₸5,1 трлн. Это является значительной нагрузкой на бюджет. При этом дефицит объектов благоустройства есть уже сейчас. В АРВ отмечается, что на 3 объекта строительства приходится строительство не менее 1 объекта благоустройства - сквера, паркового пространства и т.п. Суммарно, до 2030 года, необходимые затраты на проектирование и строительство таких объектов по столице, к примеру, составляют чуть более ₸200 млрд, а по стране - не менее ₸1,45 трлн. Стоимость проектирования и строительства школ и больниц до 2030 года в целом по стране составляет порядка ₸11,3 трлн (из них ₸7,2 трлн – стоимость объектов ПМСП и больниц, ₸4,1 трлн – школ).

 

С внедрением социального инфраструктурного платежа часть расходов на строительство таких объектов удастся закрыть. Согласно усреднённым расчётам, при условии сохранения текущих темпов ввода, средняя сумма инфраструктурного платежа по стране будет составлять порядка ₸162 млрд в год.

 

«Регуляторный инструмент стимулирует и обеспечивает одновременно общественную и экономическую безопасность, поскольку, с одной стороны, будет способствовать обеспечению населению необходимой инфраструктурой, а, с другой стороны, способствует снижению затрат и устойчивости строительных компаний в 5-7 летней перспективе. Регуляторный инструмент имеет мультипликативный эффект на экономику страны, влияет на недопущение роста стоимости жилья и сокращение расходов застройщиков в планируемый пятилетний период», - отмечено в АРВ.

 

Перспективное сокращение доходов застройщиков рассчитали таким образом. При введении инфраструктурного платежа субъекты рынка получают затраты на сам платёж в размере до 2% от стоимости 1 кв.м строительства. Однако в течение пяти лет эти расходы будут сокращены путём подключения или использования к построенным на эти же финансовые средства инфраструктурным объектам. При средней ставке платежа в размере 3 МРП, для одного ЖК общей площадью 12 000 кв.м. размер платежа будет составлять ₸141,5 млн. Но, учитывая величину затрат на возведение коммунальной инфраструктуры на один ЖК в размере не менее ₸150 млн, а на жилой микрорайон – до ₸1 млрд, данная сумма в пятилетней перспективе составит фактическую экономию застройщика порядка ₸1 млрд.


В АРВ отмечается, что «существует риск снижения доходности субъектов предпринимательства или увеличения стоимости реализации 1 квадратного метра жилья, но не более чем на 2%, с постепенным снижением этого показателя, с учётом использования застройщиками возведенной инфраструктуры». Но «вводимый регуляторный инструмент предполагает сокращение расходов застройщиков в последующий пятилетний период, обусловленный наличием новых инфраструктурных объектов, которые на сегодняшний день застройщик вынужден строить за счёт собственных средств и передавать на баланс МИО на безвозмездной основе».    

 

Рассчитан и мультипликативный эффект от введения нового платежа. Предполагается, что не менее 150 предприятий будет дополнительно задействовано на объектах инфраструктурного строительства; дополнительно будет создано не менее 1200 новых рабочих мест; предприятиями дополнительно будет получено ориентировочно ₸2,5 млрд дохода; а с этого дополнительного экстра-дохода может быть уплачено порядка ₸120 млн налогов в год.

 

Законопроект с соответствующими изменениями «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения социального инфраструктурного платежа для заказчиков» на публичное обсуждение ещё не представлен. Анализ регуляторного воздействия находится на публичном обсуждении до 6 января.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram