НБРК: КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА БАНКАМИ БУДЕТ НАРАСТАТЬ
Регулятор считает, что новое налогообложение и обновлённые требования стимулируют банки наращивать кредитование бизнеса.
Председатель Национального банка Тимур Сулейменов считает, что принятые меры по стимулированию банков к активному участию в кредитовании реального сектора экономики и МСБ покажут свою эффективность уже в ближайшее время. Об этом глава НБРК сообщил, отвечая на запрос группы депутатов мажилиса.
Так, поскольку в последние годы в стране росла заинтересованность банков в размещении свободных средств в безрисковые инструменты (ноты Национального Банка и ГЦБ МФ) взамен кредитования экономики, по инициативе НБРК инициировано введение налогообложения доходов по ГЦБ. С марта 2024 года уже введено налогообложение доходов банков, полученных по нотам Национального Банка, а с 2026 года вводится налогообложение 50% доходов по ГЦБ МФ. В дальнейшем, с 2031 года предусмотрено полное исключение этой льготы. Эти решения, считает Сулейменов, позволят снизить «интерес банков к ГЦБ, а высвободившиеся средства направить на кредитование бизнеса».
Кроме того, также по инициативе НБРК и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка с января 2026 года начнут действовать дифференцированные ставок корпоративного подоходного налога по доходам банков в размере 20% по доходам от кредитования бизнеса и 25% по остальным видам деятельности, включая потребительское кредитование.
Эффективным направлением в развитии корпоративного кредитования глава НБРК считает развитие механизмов синдицированного кредитования и софинансирования. Необходимые законодательные поправки уже приняты, состав участников синдиката расширен, предусмотрена возможность привлечения банков-нерезидентов и банков Международного финансового центра «Астана». Проектным офисом по синдицированному кредитованию и софинансированию еще в 2023 году сформирован пул инвестиционных проектов стоимостью свыше ₸6 трлн и начато финансирование 8 проектов (здравоохранение, химическая промышленность, энергетика) на сумму ₸1,9 трлн.
Для решения проблемы наличия у предпринимателей залогового обеспечения должно помочь развитие системы гарантирования обязательств субъектов частного предпринимательства. Уже созданы два гарантийных фонда: для МСБ (охватывает проекты до ₸7 млрд и ориентирован на поддержку приоритетных секторов экономики, не располагающих достаточным залогом) и для крупного бизнеса (охватывает проекты от ₸7 млрд и направлен на увеличение доступа к финансированию за счёт вовлечения ликвидности банков). Фондирование фондов будет осуществляться в том числе за счёт средств банков, что позволит значительно сократить расходы государства на субсидии. По данным АО «ФРП «Даму» в 2025 году планируется предоставление гарантий по новым кредитам не менее чем на ₸200 млрд, а в среднесрочной перспективе – не менее ₸250 млрд ежегодно.
Для снижения давления на капитал банков АРРФР принят новый комплекс регуляторных мер, в результате чего высвободившаяся ликвидность может быть задействована в кредитовании бизнеса. Так, коэффициенты риск-взвешивания по займам МСБ снижены с 75% до 50% до 2026 года, а по синдицированным займам – с 100% до 50%. «Эти изменения позволили банкам освободить до ₸126,8 млрд для кредитования бизнеса», - подчеркнул Сулейменов.
А в качестве дополнительных стимулирующих мер в пользу кредитования бизнеса, НБРК повышает для банков регуляторные требования к потребительскому кредитованию через введение секторального контрциклического буфера капитала (КБК), который предусматривает создание дополнительного резерва в размере 2% от портфеля займов, выданных физическим лицам, то есть является дополнительной нагрузкой на банк. Данный норматив вводится с 1 апреля 2026 года.
Для обеспечения долгосрочной тенговой ликвидностью и поддержки отечественных приоритетных бизнес-проектов в реальном секторе экономики запущен механизм инвестирования пенсионных активов ЕНПФ в сумме до ₸500 млрд по рыночным ставкам и со сроком до 7 лет. С момента запуска механизма Национальный Банк уже инвестировал активы на сумму ₸226 млрд, оставшиеся средства в размере ₸274 млрд будут инвестированы по мере готовности банков к финансированию инвестиционных проектов. Также пенсионные активы инвестированы на рыночных условиях в облигации управляющих холдингов на общую сумму ₸849 млрд. В частности, АО «НУХ «Байтерек» - на сумму ₸639 млрд для финансирования проектов в сфере транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, пищевой, химической и обрабатывающей промышленности; АО «ФНБ Самрук-Қазына» - на сумму ₸210 млрд для финансирования проекта «Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока ст.No3».
«Национальным Банком будет продолжено инвестирование пенсионных активов ЕНПФ по данному направлению исходя из рыночных ставок и необходимости обеспечения максимальной сохранности и доходности для ЕНПФ», - сообщил Сулейменов.
Он отдельно обратил внимание на кредитование агропромышленного комплекса, где, начиная с 2010 года доля государства в кредитовании увеличилась с 23% до 53% через субъекты квазигоссектора (Аграрная кредитная корпорация, КазАгроФинанс). Портфель кредитов субъектам АПК по состоянию на 1 августа 2025 года составил ₸1,2 трлн, в том числе по Аграрной кредитной корпорации - ₸569 млрд (49%), банки – ₸501 млрд (43%), прочие структуры – ₸82,6 млрд (7%). Доступность заёмных средств обеспечивается в значительной степени государственными программами поддержки (субсидирование, гарантирование), которые снижают стоимость финансирования и нагрузку на сельхозтоваропроизводителей. При этом глава НБРК отметил, что банки «готовы финансировать субъектов сельского хозяйства по мере повышения инвестиционной привлекательности сектора АПК».
Результатом этих мер, по оценке НБРК, является положительная динамика кредитования экономики. Так, на конец августа 2025 года банковское кредитование экономики увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,1% до ₸38,0 трлн. При этом, кредиты бизнесу со стороны банков увеличились на 19,5%, составив ₸14,3 трлн: субъектам крупного предпринимательства – на 24,6% до ₸5,1 трлн, субъектам среднего предпринимательства – на 30,7% до ₸2,0 трлн и МСБ – на 13,4% до ₸7,1 трлн (в том числе кредиты ИП на 41,4% до ₸2,9 трлн). Таким образом, подытожил глава НБРК, рост кредитного портфеля банков в значительной степени обгоняет рост ВВП страны, что свидетельствует о растущей доли банковского кредитования в экономическом росте.
UTC+00