finance.kzBeta

ROAD SHOW AIR ASTANA

Мнение независимого аналитика Андрея Чеботарёва об IPO авиаперевозчика
ROAD SHOW AIR ASTANA

Сегодня началось road show Air Astana для частных инвесторов Казахстана. В Алматы собралось полторы сотни потенциальных инвесторов. Независимый финансовый аналитик и автор @FINANCEkaz Андрей Чеботарёв посетил это мероприятие и поделился своими мыслями по поводу самого ожидаемого IPO.


Это вообще не Народное IPO. Даже элементов народности нет — максимально быстрый сбор заявок, даже быстрее, чем пять лет назад у Казатомпрома. Компания оценена по рынку и ни о каком дисконте для граждан Казахстана не идёт и речи. Не говорят ничего и про приоритет заявок частных инвесторов. В кулуарах шепчутся о том, что подписка отличная и, скорее всего, размещение будет по верхней границе ценового диапазона.


Компания активно продаёт человек и правление в одном лице (у Air Astana единоличная форма правления, все их вице- не входят в правление компании) Питер Фостер, хотя, по идее, должен продавать акционер. Но участники размещения говорят, что всё нормально и так и должно быть, учитывая двойной листинг. Видимо, Самрук и BAE заняты институционалами, а на ритейл бросили харизматичного британца с его командой.


Презентация очень обстоятельная, но в ней нет ничего про риски. И во время презентации риски не звучали вообще. Лишь отвечая на дополнительные вопросы были озвучены возможные проблемы с топливом и инфраструктурой. Но риски вполне реальные, например аэропорт Астаны уходит на капитальный ремонт полосы с марта по декабрь и не сможет принимать и отправлять ночные рейсы. Топливо, вроде как, уже есть, но оно всё равно импортное и это явно тонкое место. Fly Arystan никто выделять уже не собирается, а правительство и антимонопольный комитет в Air Astana не считают угрозой. Топливный сбор, за который наказали компанию, собирать перестанут, но потерянную прибыль обещают нарастить за счёт маршрутной сети.


Идея стать хабом для безвизовых стран очень интересна, но ни в дальную Азию ни в Америку мы пока не летаем. Квоты на полёты в Китай и Тайланд не реализованы полностью и тут может быть точка развития. Из пятидесяти самолётов лишь восемь принадлежат компании остальные в операционном лизинге, что поднимает вопрос валютного риска, но компания тоже не видит в нём особой проблемы и в случае падения тенге просто пересмотрит валютные части тарифов.


Питер Фостер альфа и омега и если слухи о его уходе до конца этого года хотя бы отдалённо верны, то это может принести дополнительные проблемы компании, хотя и способно улучшить корпоративное управление в перспективе.


Отвечая на самый популярный вопрос, купил бы я акции Air Astana, отвечаю — я не покупаю акции казахстанских компаний, чтобы не попасть в ситуацию конфликта интересов, так как постоянно о них пишу. Но я скорее бы купил на не очень большую часть портфеля и в долгую позицию, без желания разбогатеть здесь и сейчас, так как компания оценена без дисконтов и вполне рыночно. Естественно, перспективы развития весьма радужные, но риски тоже есть. Плюс, это, действительно, самая привлекательная нацкомпания, за которую вот почти вообще ни разу не стыдно и покупка акций Air Astana из патриотических чувств не лишена смысла.


Покупать или нет вам акции Air Astana решать только вам. Если эти бумаги отвечают вашей инвестиционной стратегии и целям, либо же вы хотите купить из патриотических чувств, то почему бы и да. Но очень хочется предостеречь тех, кто хочет повторить кейс КазМунайГаза — компания размещается без дисконта и возможности моментального роста могут быть достаточно сильно ограничены, особенно теми, кто захочет быстро выйти из бумаги.


Где покупать? Тоже решать только вам. GDR на Лондоне будут явно более ликвидными. Однако если вы покупаете в долгую, то вам не так важна ликвидность в моменте. GDR и акции - суть одно и тоже и разницы для частного инвестора, по сути, нет.


UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram