НА AIR ASTANA ПРИШЛОСЬ 70,9% ДОХОДОВ ОТ АВИАПЕРЕВОЗОК В РК
Вместе с тем снизились показатели рентабельности
Изображение Rudy and Peter Skitterians/Pixabay
Авиакомпания Air Astana за 9 месяцев текущего года показала рост выручки на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошло года и заработала ₸408 млрд. Основной доход авиакомпании формируется на зарубежных перевозках, тогда как на внутреннем рынке было заработано ₸153 млрд или 37% от всего дохода компании, что касается сегментов, то под бредом Air Astana было заработано 76% от выручки, а под лоукостером Fly Arystan 24%. Кстати, дочку скоро могут отделить юридически.
Об этом свидетельствует интересная информация из отчётности о том, что в октябре текущего года дочерняя компания АО «Авиационная компания «Эйр Казахстан» была переименована в АО «Fly Arystan», что позволит авиакомпании отделить часть своего бизнеса. В ожидании IPO разделение бизнеса без 100% контроля материнской компанией может негативно сказаться на стоимости авиакомпании.
Источник: финансовая отчётность Air Astana
Основные расходы связаны с топливом — 23%, персоналом — 16%, инженерно-техническоеобслуживанием — 9% и при расчёте EBITDA (сверху вниз), то показатель составит ₸112 млрд или рентабельность EBITDA 27%.
Что касается чистой прибыли, то рост составил 11% или чистая прибыль увеличилась на ₸3 млрд и составила более ₸32 млрд , однако рентабельность чистой прибыли снизилась на 1% и составила всего 8%.
Сумма баланса составила ₸637 млрд и значительных изменений в структуре активов не наблюдается. 68% составили долгосрочные активы, 32% —краткосрочные. Как полагается авиакомпании основные активы это воздушные суда, их балансовая стоимость составляет ₸337 млрд или более 50% от активов, тогда как в краткосрочных активах основную долю составляют денежные средства — 23% или почти ₸150 млрд — достаточно высокий уровень.
Также стоит обратить внимание, что авиакомпания существует с низким значением коэффициента текущей ликвидности, который на отчётный период составил всего 1. Исторически этот показатель у авиакомпании находится на низком уровне, что говорит об отсутствии чистого оборотного капитала.
Основными обязательствами авиакомпании являются займы и аренда (лизинг), что на конец отчётного периода составили 52% от баланса или почти ₸331 млрд. Учитывая результаты деятельности, покрытие долга показателем EBITDA составляет 2, что достаточно хороший уровень и говорит о возможности обслуживания обязательств от операционной деятельности.
В целом, финансовое положение авиакомпании лучше предыдущего периода. В частности, учитывая увеличения доли собственного капитала, которая составила 16% в отчётном периоде. Это выше исторических показателей. Также следует учесть темпы роста дохода и наличия доходов в долларах США, что является функциональной валютой авиакомпании.
Всего авиакомпании заработали в Казахстане за 9 месяцев свыше ₸575,5 млрд (по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК). Таким образом на Air Astana приходится больше 70,9% заработанных средств.
UTC+00