ПРОДАТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ: 30 МЛРД ТЕНГЕ ВЫДЕЛЯТ НА СУБСИДИИ ЭКСПОРТА ЗЕРНА
Правительство компенсирует траты экспортёров на доставку зерна покупателям.
Продажа 1,5 млн тонн казахстанской пшеницы обойдётся бюджету в ₸30 млрд. Именно такую сумму выделит правительство для субсидирования транспортных расходов при поставке зерна из Казахстана на зарубежные рынки. Проект соответствующих правил субсидирования уже представлен на публичное обсуждение.
Проект правил устанавливает размер субсидий в ₸20 тысяч за тонну пшеницы при отправке по таким направлениям:
- транзитом через территорию Российской Федерации в направлении российских портов Черного и Балтийского морей;
- транзитом через территорию Российской Федерации, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в направлении портов Балтийского моря;
- транзитом через Китайскую Народную Республику в направлении стран Юго-Восточной Азии;
- транзитом через Туркменистан в направлении Исламского Эмирата Афганистан;
- в направлении Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Армении;
- в направлении Исламской Республики Иран.
При этом бюджетные субсидии будут выплачиваться Единому оператору (компания по оказанию услуг транспортно-экспедиторских перевозок поставщикам по организации транспортировки зерна; определяется национальной железнодорожной компанией)
за фактически оказанные услуги, связанные с перевозкой продовольственного зерна. И уже единый оператор будет перечислять необходимые суммы поставщикам зерна.
В пояснительной записке к документу указано, что решение принято «во избежание затоваривания внутреннего рынка, неблагоприятных последствий для казахстанских фермеров, в целях высвобождения элеваторных мощностей и изъятия излишков зерна с рынка для исключения накопления зерна в стране».
Предполагаемая к выделению из республиканского бюджета сумма в ₸30 млрд обеспечит реализацию 1,5 млн тонн зерна. Объём значительный, особенно на фоне сложившейся внутри страны ситуации, когда рекордный урожай некому продать, да и продавать по сложившимся ценам невыгодно.
Заметим, что сейчас казахстанские железные дороги осуществляют перевозку зерна на максимальном пределе своих мощностей. Согласно данным КТЖ, в ноябре было погружено свыше 1,4 млн тонн зерна нового урожая. Это – максимальный и впервые зафиксированный месячный объём перевозок зерна. В общем объёме 350 тыс. тонн перевезено внутри республики и более 1 млн тонн — на экспорт. За три месяца, с сентября по ноябрь перевозка зерна составила 3,7 млн тонн, что на 45% больше показателей 2023 года.
По расчётам правительства, Казахстану необходимо продать 12 млн тонн. Сейчас экспорт зерна нового урожая составил 2,9 млн тонн. В целом же, традиционный объём экспорта казахстанского зерна составляет 6-8 млн тонн в год.
Напомним, что ранее, до 2010-х годов Казахстан поставлял зерно в черноморские порты, однако после отказа от субсидирования транспортных расходов поставки прекратились, поскольку на рыночных условиях, с учётом затрат на транспорт, зерно из Казахстана становилось неконкурентоспособным по стоимости в портах Черного и Балтийского морей. О поисках новых рынков для сбыта пшеницы в Казахстане говорится ежегодно, однако они осложняются из-за двух моментов – дорогая транспортировка и невозможность заключения долгосрочных (хотя бы на 3-4 года) договоров на поставки определённых объёмов. Зона рискованного земледелия, в которой работают казахстанские фермеры, не позволяет делать относительно точные прогнозы на будущий урожай. В результате ежегодно в оперативном режиме в стране решают задачу по спасению фермеров, которые несут убытки как из-за небольшого урожая, так и в случае рекордов.
UTC+00