finance.kz

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ О РИСКАХ ЭКСПОРТА ЗЕРНА

В стране не хватает вагонов для перевозки грузов.

Фото: pixabay.com


Ассоциация грузовых железнодорожных перевозчиков заявила о возможных рисках по поставкам зерна на экспорт и обязательствах по перевозке угля. В телеграмм-канале ассоциации приводятся такие данные: за 7 месяцев 2024 года экспорт зерна снизился по всем экспортным направлениям в целом на 35%. 

 

«В пользу риска сохранения такой тенденции говорит, как недавний односторонний отказ Китая от от беспошлинного ввоза казахстанской пшеницы в бондовую зону СУАР, так и низкую конкурентоспособность нашей продукции на европейских рынках. Казалось бы, в текущих геополитических условиях, Казахстан должен воспользоваться ситуацией и укрепить торговое сотрудничество с ЕС, но пока, как показывают данные: «экономика выигрывает политику». Цена казахстанского зерна на прибалтийских портах с учётом транспортных расходов составляет $280 за 1 тонну (перевозка $112 в т.ч. ж/д тариф КТЖ $2, РЖД и ЛДЗ $78, вагонная составляющая $32). Стоимость российского зерна на портах варьируется в пределах $220-$230 за 1 тонну. Соответственно, для выравнивания стоимости зерна РК с зерном РФ необходимо субсидировать $50-$60 за 1 тонну», - считают в Ассоциации.

 

Ассоциация предлагает определить единым оператором по субсидированию либо АО «Астык Транс» (основной держатель парка зерновозов) либо АО «НК «Продкорпорация» (Национальная компания, реализующая государственную политику в зерновой отрасли РК). При этом, по их мнению, «необходимо субсидировать до 70% от ж/д тарифов транзитных стран (РФ, Латвия), которые занимают основную часть в транспортных расходах». В подтверждение этому приводятся такие данные: себестоимость зерна составляет $100, а реализация трейдерами не ниже $185 (без учёта транспортных расходов).

 

Есть риски, что железнодорожная отрасль Казахстана не справится с нагрузкой по одновременной перевозке зерна на экспорт и поставок угля между регионами. Причинами Ассоциация называет как дефицит подвижного состава (локомотивов и вагонов), так и пробелы в организации перевозочного процесса. В частности, речь идёт о непрозрачности регулирования железнодорожных перевозок (график движения поездов, конвенционные запреты, закрытие/открытие станций и т.д), а также, в целом, об отсутствии в открытом доступе данных по погрузке, сроках доставке и т.д.

 

В 2024 году в Казахстане ожидается высокий, если не рекордный урожай зерновых. По официальным прогнозам министерства сельского хозяйства, урожай пшеницы составит порядка 16 млн тонн (12,1 млн тонн в прошлом году). Но, как правило, прогноз МСХ более осторожный и заниженный. Экспортный потенциал оценивается также на уровне 10 млн тонн. Однако такой объём экспорта для Казахстана - рекордный. Среднегодовой экспорт традиционно составляет 6-8 млн тонн.

 

На протяжении долгого времени казахстанская пшеница экспортировалась через порты Чёрного, Азовского морей. Причем затраты зерновиков на транспортировку компенсировались за счёт бюджета. Позднее, к середине 2010-х годов, было принято решение отказаться от этих направлений и сосредоточиться на более близких и традиционных рынках - Средняя Азия, Афганистан, Иран, Китай.

 

Нарастить экспорт в близлежащие страны вряд ли получится, тем более, что традиционные покупатели казахстанской пшеницы и муки, наоборот, снижают объёмы. По данным зерновых ассоциаций, Иран в этом году не планирует покупать пшеницу, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан снижают объёмы закупок. А в последние 2-3 года на этих рынках происходило постепенное замещение казахстанского зерна поставками из других стран, преимущественно РФ.

 

Ситуация нынешнего года может вынудить правительство идти на различные дополнительные меры поддержки сельхозпроизводителей. Цены на пшеницу стремительно снижаются, и уже на внутреннем рынке они едва превышают себестоимость пшеницы. Если сбудутся пессимистичные прогнозы, цена сформируется в пределах ₸60-70 тыс. за тонну, что только покроет расходы фермеров на посевную и уборочную кампании и обязательства по кредитам, которые сегодня крайне высоки. Соответственно, к новой посевной они вновь останутся без средств. А учитывая, что в сельской местности проживает порядка 40% населения страны, отсутствие дохода чревато социальным недовольством, которое правительство допустить не может.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram