НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Правительство разработало новую инвестиционную стратегию до 2029 года.
Мировая тенденция сокращения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заставляет правительства развивающихся стран пересматривать свои стратегии. Казахстан продолжает ставить перед собой задачу увеличения притока ПИИ, и до 2029 года планируется привлечь $150 млрд иностранных инвестиций. Новый план по привлечению инвесторов - Концепция инвестиционной политики до 2029 года уже представлена на публичное обсуждение.
Инвестиции в Казахстане: вкладываем сами
В Казахстане инвестиции в основной капитал (ИОК) за период 2013-23 годы выросли в 3 раза – с ₸6 до ₸18 трлн (в 2 раза в реальном выражении). При этом доля ИОК к ВВП снизилась на 1,8 п.п. с 16,9% до 15,1%. По оперативным данным Бюро национальной статистики, ИОК за 2023 год составили ₸18 трлн, что в реальном выражении на 13,7% больше показателя 2022 года (₸15,2 трлн).
Более чем половина роста инвестиций обеспечена увеличением ИОК в энергетику (+39%), транспорт и складирование (+40%), ИКТ (в 2,3 раза), а также здравоохранение (51%). При этом 34% инвестиций в транспортной, энергетической отраслях и здравоохранении обеспечиваются государственным бюджетом (₸1,4 из ₸4,1 трлн). В сфере ИКТ рост инвестиций можно объяснить вложениями телекоммуникационных компаний в развитие 5G технологий.
В структуре источников финансирования преобладают собственные средства инвесторов (73,6%), их общий объем составляет ₸13,2 трлн. Объем бюджетных средств – ₸2,9 трлн (15,8%), а удельный вес заемных средств в ИОК – 10,6% (₸1,9 трлн), из которых на займы от банков второго уровня приходится 2,5% (₸445,3 млрд). За 10 лет удельный вес заемных средств снизился практически в 3 раза – с 31,4% до 10,6%, тогда как доля бюджетных средств остается стабильной на уровне 15-16%.
Доля внутренних инвестиций в общем объеме составляет 81,1%, внешних – 18,9%. За 10 лет доля внешних инвестиций сократилась на 14,6 п.п. – с 33,5% до 18,9%. Это снижение объясняется завершением строительства крупных нефтегазовых проектов в западных регионах.
В отраслевом разрезе 45,7% инвестиций приходятся на промышленность с объемом ₸8,2 трлн, в том числе ₸4,8 трлн – на горнодобывающую промышленность. Обрабатывающая промышленность сохраняет незначительную долю в общем объеме инвестиций в промышленность – 9,3% или ₸1,7 трлн (2013 – 11,4%). Сектор транспорта и складирования продемонстрировал рекордный приток ИОК в номинальном выражении – ₸2,5 трлн (на 40,3% выше показателей 2022 года). Рост инвестиций объясняется завершением трёх крупных проектов: «БАКАД», «Кандыагаш – Макат» и «Ушарал – Достык».
Валовый приток ПИИ в экономику Казахстана с 2013 по 2023 годы составил порядка $246,9 млрд, из них $102,5 млрд приходится на горнодобывающую промышленность (в т.ч. $83,7 млрд – на нефтегазовую отрасль). В 2023 году валовый приток ПИИ составил $23,4 млрд, что на 16,9% меньше уровня 2022 года. Чистый приток ПИИ снизился в 2 раза – с $6,5 до $3,2 млрд. Даже в горнодобывающей промышленности валовый приток ПИИ за год уменьшился на 30,3% до $8,4 млрд, при этом чистый приток ПИИ сократился с $4,0 млрд в 2022 году до $31,2 млн.
Обрабатывающая промышленность (кроме металлургии) стала новым локомотивом притока иностранного капитала. Валовый приток ПИИ в эту отрасль увеличился на 87% по сравнению с 2022 годом, достигнув рекордных $2,6 млрд. Увеличение обусловлено ростом инвестиций в производство пищевых продуктов (в 2,8 раза), резиновых и пластмассовых изделий (в 1,5 раза), машин и оборудования (в 2,5 раза), транспортных средств (в 4 раза), а также химическую промышленность (в 2 раза). Чистый приток ПИИ в обрабатывающую промышленность за год удвоился с $0,7 до $1,5 млрд, составив 46% от совокупного объема чистого притока ПИИ.
Согласно Национальному плану развития, до 2029 года планируется привлечь $150 млрд иностранных инвестиций (валовый приток). В основной капитал запланировано привлечение ₸223,6 трлн за 6 лет. Как подсчитали в проекте концепции инвестполитики, с учетом развития основных отраслей экономики, цен на нефть и планов по строительству жилься прогнозируется, что объем ИОК за 2024-2029 годы, составит порядка ₸141 трлн. Соответственно, для достижения целей Национального плана развития требуется дополнительно привлечь около ₸82,5 трлн.
Плюсы и минусы инвестклимата: сила в стратегии
Над улучшением инвестиционного и бизнес климата правительство работает регулярно. Для новой инвестполитики проведен специальный SWOT-анализ инвестиционного климата в стране.
В качестве сильных сторон выбраны географическое положение, богатые природные ресурсы, потенциал отраслей и наличие стратегических планов и концепций. Конечно же, достаточно высокие страновые рейтинги, наличие экосистемы поддержки инвестиций (специализированные организации, институты развития, СЭЗ, ИЗ, МФЦА, Astana Hub и др.); доступ, точнее географическая близость к большим рынкам – КНР, России, Центральная Азия, Ближний Восток.
Минусы вытекают из плюсов. При наличии стратегических документов и различных структур, призванных поддерживать инвесторов, проблемой остается недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие между различными государственными органами и институтами развития в рамках работы по привлечению и удержанию инвестиций. Также в минусы включен высокий уровень бюрократии и коррупции. До сих пор недостаточно развитая инфраструктура для инвесторов – транспортно-логистическая, производственная, инженерная, торговая инфраструктура. В минусах оказалась и судебная система – из-за низкого уровня доверия к ней; налоговая сфера – из-за наличия барьеров в налоговом администрировании.
Есть сложности и в доступе к ресурсам: недостаточно прозрачный доступ к факторам производства (земля, сырье, энергия).
Как будут решать проблемы
Поскольку инвестиции нужны, в первую очередь, в несырьевом секторе, упор будет сделан на рост производительности труда, наращивание объемов и повышение сложности экспорта, а также поэтапную локализацию производств.
Для улучшения условий работы инвесторов должен состояться полноценный запуск Национальной цифровой инвестиционной платформы – как основы для мониторинга инвестиционной деятельности и координации между государственными органами. Все бизнес-процессы инвестиционной деятельности обещают оцифровать, от привлечения до запуска проекта по принципу «одного окна».
Для улучшения инвестиционной экосистемы будут четко регламентированы и распределены функции государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора на центральном уровне. Деятельность уполномоченного органа по инвестициям и национальной компании в области привлечения инвестиций будет осуществляться по принципу «одного окна». Будет обеспечено полное сопровождение инвестиционного цикла: от поиска потенциальных инвесторов и ведения переговоров до его «приземления». Также будут оказывать содействие субъекты квазигосударственного сектора.
За уполномоченным органом по инвестициям и национальной компанией по привлечению инвестиций будет закреплены функции по регулярному мониторингу и проактивному сопровождению хода реализации инвестиционных проектов стоимостью от ₸500 млн. В каждом госоргане будет закреплено должностное лицо на уровне заместителя высшего должностного лица для взаимодействия с инвест-офицерами национальной компании по привлечению инвестиций и содействия в реализации проектов. Проблемные вопросы инвестпроектов, выявленные в ходе мониторинга, будут решаться совместно с государственными органами, институтами развития и инвесторами. Наиболее сложные и системные проблемные вопросы будут выноситься на рассмотрение в Инвестиционный штаб.
Появится «Реестр проблемных вопросов и жалоб инвесторов» для выявления системных барьеров при реализации инвестиционных проектов. В нем обращения разделят на проблемные вопросы реализуемых проектов и прямые обращения (жалобы) инвесторов в национальную компанию по привлечению инвестиций и аппарат инвестиционного Омбудсмена. На основе Реестра будет проводиться системный анализ и формироваться предложения по улучшению инвестиционного климата в форме ежегодного Доклада о системных проблемах инвесторов.
Для улучшения работы с инвесторами на местах будет сформирована Инвестиционная региональная программа (ИРП), в которой должно быть отражено текущее состояние инвестиционного климата, механизмы развития инвестиционной привлекательности и целевые показатели. Местные власти регулярно будут формировать перечень инвестиционных проектов, требующих финансирования. Проекты станут основой для Страновых инвестиционных программ внешнего уровня системы привлечениях инвестиций. Для координации работы и эффективной проработки инвестиционных проектов в каждом регионе будут созданы региональные инвестиционные штабы под руководством акима региона.
Не забыли в концепции и про вопросы продвижения. Будет сформирован Единый инвестиционный медиаплан, в который войдут масштабные PR-кампании, промо мероприятия, роуд-шоу, пресс-туры, публикацию пресс-релизов, аналитических статей, а также разработка и распространение рекламных материалов.
«Зеленый коридор» и смягчение требований
Помимо «инфраструктуры чиновников», призванной создавать инвесторам лучшие условия, предусмотрены и правовые механизмы. Так, для запуска инвестпроектов в приоритетных отраслях появится «зеленый коридор», который будет обеспечивать не только ускоренное получение разрешений, но и предоставлять проектам индивидуальное сопровождение и особые условия, такие как использование международных строительных стандартов, расширенные возможности на привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы. Также будет предоставлена возможность применения юрисдикции МФЦА для решения судебных споров.
Планируется регулярная точечная оптимизация сроков разрешительных процедур и упрощение государственного регулирования в целом, включая процедуры получения и продления разрешений на работу и виз. Будут пересмотрены ограничения на наем иностранного высококвалифицированного управленческого и технического персонала, особенно в приоритетных секторах экономики.
При выдаче инвестиционных преференций будет применяться дифференцированный подход, а во всех инвестсоглашениях, предусматривающие финансовые и нефинансовые преференции, будут предусмотрены встречные обязательства для инвесторов (производительность труда, выход на экспорт и др.). Для крупных индустриальных проектов будут разрабатываться дорожные карты по выводу их продукции на внешние рынки.
Для повышения интереса к проектам на основе государственно-частного партнерства планируется смягчить квалификационные требования по наличия собственных средств до 10%, и исключить необходимость подтверждения наличия капитала на стадии квалификации. Для реализации капиталоемких проектов будет проработан вопрос создания Фонда подготовки проектов ГЧП при финансировании международных финансовых организаций и их технической поддержке. А для обеспечения проектов ГЧП длинными кредитными средствами будут задействованы инструменты БРК и международных финансовых организаций.
Будет также проанализирована работа специальных экономических зон (СЭЗ) на предмет их инфраструктурной готовности. На основе анализа будет сформирован План мероприятий по доведению 100% обеспеченности СЭЗ. Также будет рассмотрена возможность реорганизации экономически неэффективных СЭЗ в индустриальные зоны для оптимизации бюджетных расходов. И – планируется расширение разрешенных видов деятельности и унификация сроков действия СЭЗ.
Для решения инфраструктурных проблем будет рассмотрена возможность введения механизма возмещения расходов на подведение обеспечивающей инфраструктуры для инвестиционных проектов посредством налоговых вычетов (КПН, налог на имущество, землю и др.).
Преференции для денег
Для стимулирования кредитования экономики БВУ обещают разработать комплекс фискальных послаблений при кредитовании корпоративного сектора, включая возможность введения дифференцированных ставок корпоративного подоходного налога по различным видам доходов банков. Кроме того, будет рассмотрена возможность послабления требований для получения займов для инвестиционных проектов. Также в планах - развитие скоринговых услуг через интеграцию кредитного бюро и государственных информационных систем для оценки расширенных финансовых показателей юридических лиц.
Для развития альтернативных источников финансирования будет создана новая законодательная база для инвестиционных и венчурных фондов. На законодательном уровне будут внедрены новые виды инвестиционных фондов – ETN (биржевые ноты), ESG и Хедж фонды, предусмотрено расширение действия инструментов совместного финансирования (включая синдицированное кредитование), секьюритизации портфеля кредитов и долевое финансирование.
Законодательство о рынке ценных бумаг будет приведено в соответствие со стандартами Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA). Одним из ключевых направлений должна стать трансформация АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (ЦДЦБ) из локального учетного центра в региональный расчетно-учетный хаб, который будет консолидировать всю расчетно-учетную инфраструктуру фондового рынка, оптимизировать внутренние процессы и внедрять современную технологическую платформу, соответствующую международным стандартам. Иностранные инвесторы получат прямой доступ к локальным фондовым и валютным рынкам с минимальными издержками. Для упрощения и удешевления доступа казахстанских инвесторов к иностранным ценным бумагам будет усовершенствована концепция торгов иностранными акциями на KASE.
Будет расширено взаимодействие с международной расчетно-клиринговой системой Clearstream, с которой уже установлены междепозитарные и корреспондентские отношения. Планируется увеличить список казахстанских ценных бумаг, которые могут рассчитываться в системе Clearstream. Будут выработаны предложения по порядку учета и перехода прав на финансовые инструменты, находящиеся на счетах иностранных учетных организаций в ЦДЦБ, c учетом наилучшего международного опыта. Также будут созданы необходимые законодательные условия для открытия прямых счетов международных учетных организаций в ЦДЦБ.
UTC+00