finance.kz

АМЕРИКАНСКИЕ КОМПАНИИ СОКРАТИЛИ ИНВЕСТИЦИИ В КИТАЙ ДО РЕКОРДНО НИЗКОГО УРОВНЯ

Всему виной тарифы и торговая напряжённость

Шахматные фигуры на фоне рынка.png


Согласно недавнему опросу участников Американо-китайского делового совета (USCBC), компании США сократили инвестиции в КНР до рекордно низкого уровня, поскольку тарифы и торговая напряжённость продолжают оказывать влияние на экономические отношения между двумя крупнейшими экономиками мира. Как отметили аналитики Всемирного экономического форума, пошлины и неопределённость в мировой торговле создали серьёзные проблемы для американских компаний, работающих в Китае, что привело к рекордному снижению инвестиций и перестройке цепочек поставок. Хотя китайский рынок остаётся слишком важным, чтобы его игнорировать, доверие бизнеса не восстановится без значительного снижения тарифов и улучшения доступа к рынку.


Опрос членов Американо-китайского делового совета (USCBC) за 2025 год показал, что только 48% американских компаний планируют инвестировать в Китай в этом году, что является резким снижением по сравнению с 80% компаний, планировавших инвестиции в 2024 году. Более того, опрос выявил неуклонное снижение оптимизма в отношении прогнозов экономического роста Китая и низкую уверенность в перспективах улучшения американо-китайских отношений. USCBC — беспартийная, некоммерческая организация, объединяющая более 270 крупных американских компаний, ведущих бизнес в Китае, — провела опрос в период с марта по май 2025 года, когда президент США Дональд Трамп возобновил американо-китайский торговый спор в рамках более широких усилий по пересмотру торговой политики США.


Стремительный рост тарифных ставок после 2 апреля и постоянные переговоры, которые то возобновляются, то прекращаются, подорвали доверие бизнеса, сорвали планы по инвестициям и привели к ухудшению более широких отношений, — говорится в отчёте.


Опасения по поводу тарифов растут


Опасения по поводу роста и колебаний тарифов значительно возросли среди американских компаний, работающих в Китае. В опросе USCBC 2025 года тарифы заняли второе место среди наиболее острых проблем для американских фирм, уступив только общим американо-китайским отношениям; в 2024 году тарифы занимали восьмое место. Отчёт также показал, что почти 70% компаний непосредственно пострадали от тарифов, а 88% — от американо-китайских отношений.


Напряжённость вынуждает компании пересматривать свои инвестиционные стратегии в Китае, — говорится в отчёте. — В ответ на структурные проблемы в экономике и политическую нестабильность последних лет многие американские компании перестраивают свои цепочки поставок и сокращают новые инвестиции в Китай в ближайшей перспективе.


Повлияли ли тарифы на торговлю между США и Китаем на вашу компанию?


д1.jpeg


Планирует ли ваша компания инвестировать в Китай в этом году?


д2.jpeg

Источник: USCBC


Тарифы также наносят финансовый ущерб. Опрос показал, что более трети фирм потеряли продажи из-за тарифов США, а половина респондентов потеряли продажи из-за того, что китайские клиенты переключились на неамериканских поставщиков из-за неопределённости. Кроме того, 27% компаний заявили, что потеряли продажи из-за китайских тарифов, что является резким увеличением на 21 процентный пункт по сравнению с 2024 годом.


В ответ компании пересматривают цены с поставщиками, а также переносят цепочки поставок на альтернативные международные рынки. Согласно опросу, тремя основными альтернативными рынками являются Юго-Восточная Азия, Индия и Мексика.


Бизнес-сообщество просто хочет продолжать расти и иметь возможность идти туда, куда ему нужно, и туда, где имеет больше всего смысла вести бизнес, — заявила Марджери Краус, основательница и исполнительный председатель APCO. — Сбои в цепочках поставок уже заставили некоторые предприятия инвестировать в другие места, диверсифицироваться и отделиться.


Тем не менее, отчёт USCBC показал, что подавляющее большинство опрошенных фирм остаются прибыльными. Однако чуть менее половины из них с оптимизмом смотрят в будущее, ссылаясь на постоянные опасения по поводу тарифов и неопределённости в политике.


Опрос USCBC выявил, что различные другие факторы также усложняют бизнес-среду для американских фирм, работающих в Китае. К таким факторам относятся возросшая конкуренция с китайскими компаниями, экспортный контроль США, промышленная политика Китая и политика локализации, которая препятствует доступу к рынку.


Экономический рост в Китае и колебания внутреннего спроса также вызывают обеспокоенность. В течение последних двух лет Китай ставил целью рост ВВП на 5%; однако, как отмечается в обзоре главных экономистов ВЭФ за май 2025 года, «темпов роста в 5% в 2025 году, вероятно, будет сложнее достичь, учитывая неразбериху в глобальном торговом ландшафте в последние месяцы».


В ответ на нестабильность американские фирмы сосредоточиваются на обслуживании основных рынков, сокращении расходов и повышении эффективности, а также на привлечении новых клиентов, особенно в китайских городах третьего эшелона, где потребительские расходы растут, показал опрос.


«Слишком большой, чтобы его игнорировать»


Несмотря на значительные экономические препятствия и продолжающуюся неопределённость, опрос USCBC отмечает, что американские компании вряд ли покинут китайский рынок.


Возможность работать на жёстко конкурентном рынке Китая остаётся обязательным условием для американских компаний, что позволяет им получить доступ к растущему среднему классу, одновременно оттачивая новые технологии и методы, необходимые для сохранения глобальной конкурентоспособности, — добавил президент USCBC Шон Стейн в своём заявлении.


Опрос показал, что 28% опрошенных компаний считают, что они не смогут быть конкурентоспособными в мире без деятельности в Китае. Более того, почти 40% говорят, что Китай является ключевым элементом их глобального присутствия.


Рынок Китая слишком большой, чтобы его игнорировать, — говорится в отчёте. — Но доверие не восстановится без значительного снижения тарифов и улучшения доступа к рынку.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram