finance.kz

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК

Для стран с формирующимися рынками важно раскрывать потенциал трансграничного сотрудничества

close-up-hand-holding-clipboard (1).jpg

Изображение: Freepik


Развивающиеся экономики сталкиваются с гораздо более сложной и фрагментированной международной торговой средой по сравнению с началом XXI века. Тем не менее, торговля по-прежнему остаётся одним из ключевых инструментов достижения целей устойчивого развития. В данной статье издания THE TENGE представлен аналитический обзор исследования М. Айхана Косе, Алена Мулабдича и Даны Воришек, в котором рассматриваются возможные направления торговой политики для стран с формирующимися рынками. Авторы подчёркивают важность раскрытия неиспользованного потенциала трансграничного сотрудничества, улучшения внутренних институциональных и инфраструктурных условий, а также выработки адаптивных стратегий, способных смягчить последствия более протекционистской и нестабильной глобальной торговой среды.


В течение нескольких десятилетий международная торговля выступала катализатором развития стран с формирующимися рынками и развивающихся экономик (EMDEs), способствуя росту выпуска, повышению производительности, росту доходов и сокращению масштабов бедности. Она также играла важную роль в трансграничной передаче технологий и знаний, ускоряя процессы технологической диффузии. Расширение возможностей, обусловленное цифровизацией и развитием информационно-коммуникационных технологий, позволило транснациональным корпорациям совмещать передовые производственные решения с сравнительно низкими издержками на рабочую силу в странах EMDE, что, в свою очередь, обеспечило стремительное сближение уровней экономического развития между этими странами и развитыми экономиками.


На сегодняшний день развивающиеся экономики существенно глубже интегрированы в мировую торговую систему, чем двадцать лет назад. Их доля в глобальной торговле в среднем превысила 35% за последнее десятилетие, тогда как в начале 2000-х годов этот показатель составлял лишь около 20%. В номинальном выражении объёмы мировой торговли товарами и услугами увеличились почти в четыре раза в период с 2000 по 2023 год, при этом на страны EMDE пришлось свыше 40% прироста. Важно подчеркнуть и изменение географии торговли: по данным на 2023 год, 57% развивающихся экономик экспортируют преимущественно в другие EMDE, тогда как в 2000 году таких стран было лишь 27%. Более того, темпы роста взаимной торговли между странами EMDE стабильно превышают темпы роста их экспорта в развитые страны, что указывает на формирование устойчивых южно-южных торговых связей и диверсификацию внешнеэкономических ориентиров.


Рисунок 1. Экспорт из стран EMDE


тпдрс 1.png

Источники: IMF Direction of Trade Statistics (база данных); Всемирный банк

Примечание. А. EMDEs = страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики. Экспорт измеряется в номинальных долларах США. Выборка включает 154 EMDEs и 38 стран с развитой экономикой. A. На рисунке показана доля EMDEs, экспорт которых в другие EMDEs превышает их экспорт в страны с развитой экономикой. Последнее наблюдение — 2023 год. B. Столбцы показывают простые средние годового роста в течение каждого десятилетия.


С течением времени глобальная торговая среда стала заметно более сложной и непредсказуемой для EMDEs. Стабилизация расширения глобальных цепочек поставок, наблюдаемая с начала 2010-х годов, отчасти обусловлена естественным процессом зрелости этих цепочек. Это структурное изменение ограничило потенциал традиционной экспортно-ориентированной модели роста, которая в прошлом обеспечивала стремительное промышленное развитие и экономическую конвергенцию стран EMDE с развитыми экономиками.


Ситуация усугубилась в последние годы на фоне сбоев в цепочках поставок, вызванных пандемией COVID-19, а также ростом геополитической напряжённости и эскалацией конфликтов. Эти события обнажили уязвимость существующей архитектуры мировой торговли, усилив интерес стран к стратегическому протекционизму. В результате количество торговых ограничений существенно возросло, причём около 70% из них были введены развитыми странами в период 2022–2024 годов. При этом на развивающиеся экономики пришлась непропорционально высокая доля негативных последствий от таких мер (см. рисунок 2, панель A).


Кроме того, усиливается институциональная и политическая непредсказуемость мировой торговой политики. В 2020-х годах уровень неопределённости в этой сфере почти втрое превысил средние показатели 2000-х годов (рисунок 2, панель B), что существенно затрудняет планирование и реализацию внешнеэкономических стратегий со стороны EMDEs. Таким образом, новая торговая реальность требует переосмысления подходов к формированию торговой политики и укрепления внутренних институциональных основ, обеспечивающих устойчивость к внешним шокам и стратегическую гибкость.


Рисунок 2. Торговая политика


тпдрс 2.png

Источники: Caldara et al. (2020); Global Trade Alert; Всемирный банк

Примечание. A. EMDEs = страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики; RHS = правая шкала. Панель показывает реализованные вмешательства стран, которые дискриминируют иностранные интересы. Вклад представляет собой количество мер, реализованных каждой группой стран. Подверженность представляет собой количество мер, затрагивающих каждую группу стран. Каждая мера может быть реализована и нацелена на несколько стран. Скорректированные данные (для отчётности о задержках) по состоянию на 19 декабря 2024 года. B. Глобальный индекс неопределённости торговой политики количественно оценивает изменения в неопределённости торговой политики, измеряя частоту связанных терминов в основных газетах; более высокие значения указывают на возросшую неопределённость. Последнее наблюдение — февраль 2025 года.


В условиях растущей неопределённости и усиления протекционизма на глобальном уровне странам с формирующимися рынками и развивающимся экономикам (EMDEs) необходима тщательно выверенная и стратегически ориентированная торговая политика. Вместо реактивного подхода, предполагающего ответные меры на торговые ограничения («око за око»), фокус должен смещаться на проактивное укрепление трансграничного сотрудничества, оптимизацию внутренних условий ведения внешнеэкономической деятельности и нейтрализацию негативных последствий от ужесточения глобальной торговой политики. Несмотря на различия в национальных условиях, торговая повестка EMDEs должна строиться вокруг четырёх универсальных приоритетов.


1. Принятие глубокой интеграции как стратегического курса. Странам EMDEs важно активизировать взаимодействие с партнёрами, готовыми к совместной либерализации торговли и инвестиционных потоков. Несмотря на общее замедление темпов заключения новых соглашений, ряд недавних примеров демонстрирует, что региональная интеграция может оставаться эффективным инструментом. В частности, если меры, заложенные в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), будут полноценно реализованы, экспорт из Африки может вырасти более чем на 30%, а внутрирегиональная торговля — более чем в два раза к 2035 году. Аналогично, в рамках Регионального всеобъемлющего экономического партнёрства (RCEP) снижение торговых издержек и либерализация правил происхождения способны повысить торговлю на 12% и увеличить реальные доходы стран-участниц до 2,5% к тому же сроку. Важно также отметить значимость Транстихоокеанского партнёрства (CPTPP) и соглашения ЕС–МЕРКОСУР, направленных на устранение как тарифных, так и нетарифных барьеров.


Особую ценность представляют так называемые «глубокие» соглашения, которые охватывают внутренние регуляторные аспекты и создают институциональные условия для устойчивой интеграции. Углубление всех существующих преференциальных соглашений до максимального уровня амбиций, по оценкам, способно увеличить ВВП стран Африки к югу от Сахары на 0,8%, а стран Южной Азии — на 1,7%.


2. Снижение торговых издержек за счёт внутренних реформ. Несмотря на общий прогресс, уровень торговых издержек в EMDEs остаётся существенно выше, чем в развитых странах. Существенные улучшения возможны через модернизацию транспортной инфраструктуры — в том числе портов, дорог, железнодорожных и аэропортовых узлов. Наряду с этим, важным направлением остаётся реформирование процедур, связанных с таможенным администрированием, нормативным соответствием, логистикой и устранением нетарифных барьеров. Последовательная реализация таких мер не только снижает транзакционные издержки, но и повышает предсказуемость и привлекательность национальных экономик для инвесторов.


3. Стратегическое применение промышленной политики и диверсификация торговли. Промышленная политика может оставаться важным инструментом структурной трансформации, однако её применение должно быть обоснованным, ограниченным по срокам и соответствующим обязательствам в рамках ВТО. Наиболее эффективные подходы включают точечную поддержку стратегических отраслей, содействие в распространении технологий, создание стимулов для занятости и снижение неопределённости для частного сектора. Успешные примеры промышленной политики характеризуются высокой прозрачностью, жёстким мониторингом результатов и адаптивностью к внешним условиям.


Одновременно с этим требуется переосмысление торговой стратегии с учётом стремительного роста сектора услуг. С начала 2010-х годов темпы роста торговли услугами стабильно опережают торговлю товарами, особенно в сегменте промежуточных и цифровых услуг (Baldwin et al., 2023). С 2005 по 2023 год глобальная стоимость торговли услугами утроилась (рисунок 3, панель B). Для эффективного участия в этих процессах странам EMDE необходимо инвестировать в развитие человеческого капитала — особенно в цифровые компетенции, языковую подготовку и профессиональные навыки, соответствующие современной структуре спроса.


4. Опережающее развитие человеческого капитала. Получение выгоды от новых торговых реалий невозможно без соответствующего уровня подготовки рабочей силы. Поддержка занятости в секторах, связанных с трансграничными услугами, особенно цифровыми, требует обновления программ образования, развития профессионального обучения и создания институтов, способных быстро адаптироваться к меняющимся требованиям глобального рынка труда.


Рисунок 3. Торговые соглашения и режим торговли


тпдрс 3.png


Источники: ЮНКТАД; Всемирный банк; Всемирная торговая организация

Примечание. A. Столбцы показывают простые средние годовых данных. Выборка не включает соглашения, подписанные Великобританией. B. Данные начинаются с 2005 года в исходном источнике.


Поддержание и укрепление основанной на правилах многосторонней торговой системы остаётся стратегически важной задачей для EMDEs. Именно такая система, обеспечивающая предсказуемость, транспарентность и равные условия для всех участников, на протяжении последних десятилетий способствовала значительному прогрессу в борьбе с бедностью, стимулировала экономическую интеграцию и содействовала устойчивому развитию. Страны EMDEs могут и должны играть активную роль в её модернизации и восстановлении полноценной функциональности, включая поддержку Всемирной торговой организации как центральной платформы регулирования глобальной торговли.


Исторически, сокращение торговых издержек, включая выполнение обязательств в рамках ВТО, существенно способствовало росту глобальной экономики: по оценкам ВТО (2024), в период с 1995 по 2020 год глобальный реальный ВВП увеличился почти на 7%, а в странах с низким уровнем дохода — более чем на 30%. Эти результаты подчёркивают критическую значимость институционализированной, предсказуемой и инклюзивной торговой архитектуры. Многосторонние институты способствуют не только снижению политической и регуляторной неопределённости, но и формированию равных правил игры, особенно для стран, обладающих ограниченными возможностями влиять на двусторонние или региональные соглашения.


Однако новые вызовы требуют комплексного подхода. Рост торговой напряжённости между крупнейшими экономиками, технологическая трансформация и автоматизация создают риски для социально уязвимых групп в странах EMDEs. Эти риски должны быть адресованы с помощью активных и адресных политик, таких как программы временной поддержки доходов, профессиональной переподготовки, таргетированных изменений в налоговой системе и инструментов технической помощи. Кроме того, эффективная политика на рынке труда, обеспечивающая быструю реинтеграцию в экономику, способна минимизировать продолжительность безработицы и смягчить социальные последствия структурных сдвигов.


Исторический опыт свидетельствует, что активное участие в международной торговле остаётся мощным инструментом повышения уровня жизни. Так, в период с 1990 по 2010 год более 900 миллионов человек смогли выйти из состояния крайней нищеты — во многом благодаря быстрому экономическому росту стран EMDE, поддержанному благоприятной глобальной торговой конъюнктурой. Хотя нынешняя глобальная торговая среда уже не столь благоприятна для экспортно-ориентированных моделей роста, как в предыдущие десятилетия, торговля продолжает играть ключевую роль в стратегии социально-экономического роста развивающихся стран.


Следовательно, приоритетная задача стран EMDE — не только защита своих интересов в рамках многосторонней системы, но и активное содействие её модернизации, адаптации к новым реалиям и восстановлению доверия. Только в условиях эффективной, инклюзивной и устойчивой торговой архитектуры возможно обеспечить поступательный и справедливый рост, отвечающий задачам повышения доходов, сокращения бедности и достижения целей устойчивого развития.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram