СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: 1,4 ТРЛН ТЕНГЕ НАШЛИ ВНУТРИ БЮДЖЕТА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Мажилис принял главный финансовый документ страны.
На пленарном заседании мажилиса в среду депутаты рассмотрели проект закона «О республиканском бюджете на 2026-2028 годы». По традиции, «защищать» документ перед парламентом пришли все члены правительства во главе с премьер-министром.
Принципиальных изменений по ключевым параметрам бюджета, впрочем, не произошло. Правительство сохранило все прогнозы: реальный рост ВВП в 2026 году составит 5,4%, среднегодовой рост за 3 года – 5,3%. Номинальный ВВП вырастет со ₸183,8 трлн в 2026 году до ₸229,8 трлн в 2028 году. Рост экономики, согласно прогнозу кабмина, будет обеспечиваться ростом в реальном секторе и сфере услуг. В обрабатывающей промышленности прогнозируется увеличение темпов роста с 6,2% в 2026 году до 6,6% в 2028 году за счёт реализации инвестиционных проектов. Средний за три года рост в горнодобывающей промышленности составит 2,8%, в сельском хозяйстве – 3,9%, в строительстве – 11,0%, услуг транспорта – 10,1% и в торговле – 6,7%. Экспорт по прогнозам увеличится с $77,1 млрд в 2026 году до $83,7 млрд в 2028 году, импорт – с $67,7 до $75,2 млрд. Прогноз инфляции определён на уровне 9,0-11,0% в 2026 году, 6,0% - в 2027-2028 годах.
Доходы республиканского бюджета в 2026 году прогнозируются в объёме ₸19,2 трлн или на уровне 10,5% к ВВП. По сравнению с оценкой 2025 года, рост составит ₸4,7 трлн. К 2028 году ожидается их рост до ₸23,2 трлн, или на 20,8%. При этом в 2026 году доходы увеличатся на ₸3,6 трлн за счёт экономического роста, внедрения нового Налогового кодекса и улучшения налогового и таможенного администрирования.
Гарантированный трансферт из Национального фонда определен в размере ₸2,77 трлн ежегодно, в пределах лимита, рассчитанного по цене отсечения. Привлечение целевого трансферта из Нацфонда правительство не предусматривает.
Расходы республиканского бюджета в 2026 году составят ₸27,7 трлн или 15,1% к ВВП, а в 2028 году – ₸29,8 трлн или 13,0%.
Значения фискального и ненефтяного дефицитов определены на уровне 2,5% и 4,9% к ВВП в 2026 году соответственно, с последующим снижением до 0,9% и 2,7% к ВВП в 2028 году.
Правительственный долг, по прогнозам, составит на уровне 21,4% к ВВП в 2026 году с снижением до 19,6% к ВВП в 2028 году.
Как пояснил министр финансов Мади Такиев, выступая на заседании, в ходе совместной работы правительства и депутатов, были перераспределены средства бюджета: ₸30 млрд - направлены на развитие инфраструктурных проектов в регионах; порядка ₸4 млрд - на обеспечение первоочередных расходов; ₸1,4 трлн - перераспределено по на приоритетные направления развития.
«Формирование бюджета в этом году стало одним из самых ответственных и сложных процессов. Это первый бюджет, сформированный в условиях действия нового Бюджетного кодекса, ориентированного на результат и эффективность. Впервые проведен бюджетный обзор расходов – пересмотрены безусловно-базовые затраты государственных органов, что позволило оптимизировать ₸68 млрд. Доля текущих административных расходов сокращена с 15% до 12,3%, что дало возможность перенаправить их на бюджет развития», - объяснил Такиев «найденные» в проекте бюджета финансовые ресурсы.
В структуре расходов бюджета в приоритете остаётся социальная сфера – в 2026 году на неё будет направлено ₸10,7 трлн, из которых ₸6,8 трлн – социальные выплаты и ₸3,9 трлн - инвестиции в человеческий капитал. На социальную защиту населения в 2026 году выделено ₸6,8 трлн. На сферу здравоохранения предусмотрено ₸2,7 трлн (на ₸107 млрд больше затрат 2025 года). На сферу образования и науки - ₸902 млрд.
На развитие культуры, туризма и спорта в 2026 году предусмотрено ₸263,5 млрд.
На стимулирование экономики планируется порядка ₸1,2 трлн, а общий объём средств на развитие реального сектора увеличивается на ₸540 млрд и составит ₸3,7 трлн.
На развитие регионов на 2026-2028 годы предусмотрено ₸581 млрд, из них в 2026 году – ₸300 млрд. А для повышения самостоятельности акиматов в 2026 году регионам будет направлено через трансферты ₸5,1 трлн.
На силовой блок в 2026 году выделяется ₸3,0 трлн, что на ₸335 млрд больше, чем в 2025 году. Таким образом, расходы на оборону в 2026 году составят 1% к ВВП.
Впервые правительство, вместе с проектом бюджета страны, представило в парламент Национальный доклад по управлению государственными активами и квазигосударственным сектором за 2024 год. Отдельно на заседании мажилиса документ оглашать не стали, глава минфина лишь озвучил отдельные цифры.
Так, республиканская собственность насчитывает 338 субъектов квазигосударственного сектора, из них 168 - республиканских государственных предприятий, 170 – акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. По итогам 2024 года доходы в республиканский бюджет поступили такие доходы: ₸11 млрд - часть чистого дохода республиканских государственных предприятий; ₸164,5 млрд или 71,1% от плана - дивиденды на госпакеты акций акционерных обществ. Неисполнение, по словам Такиева, связано с тем, что часть чистого дохода АО «ФНБ «Самрук-Казына» направлены на финансирование местных исполнительных органов по проектам газификации населенных пунктов.
Ещё ₸9 млрд поступило в бюджет как часть дохода товариществ с ограниченной ответственностью, находящихся в республиканской собственности. В Национальный фонд от приватизации республиканского имущества за 9 месяцев 2025 года поступило ₸900 млн.
Кроме того, с момента создания (в октябре 2023 года) и к октябрю 2025 года в Специальный государственный фонд поступило ₸490 млрд, из которых профинансировано 452 проекта на сумму ₸459 млрд социальные проекты в сфере водоснабжения, здравоохранения, культуры и спорта во всех регионах страны.
UTC+00