finance.kz

OXFORD ECONOMICS: МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ МОЖЕТ СОКРАТИТЬСЯ НА 9,3% К 2030 ГОДУ

Сильнее всего пострадают мебель, электроника, машиностроение, игрушки и спорттовары

naturmort-predstavlenia-cepocki-postavok (2).jpg

Изображение: Freepik


Глобальная торговля находится на переломном этапе, теряя устойчивость, которую она демонстрировала ранее в этом году. Как отмечают исследователи Oxford Economics в новом докладе, объёмы мировой торговли уже снизились, и, согласно прогнозам, к концу десятилетия они будут примерно на 4% ниже дотарифного базового уровня. При этом в худшем сценарии, при полномасштабной торговой войне, мировая стоимость торговли и объёмы сократятся на 8,3% и 9,3% соответственно к 2030 году. Тарифная политика США и неизбежное снижение внутреннего спроса выступают основными катализаторами спада, который особенно сильно ударит по Китаю, Мексике и Канаде. Это ускоряет структурное разъединение и регионализацию цепочек поставок, смещая фокус на Восточную Европу, Ближний Восток и АСЕАН. В то время как некоторые регионы, например, еврозона, могут смягчить удар за счёт внутренних связей и торговых соглашений, общий прогноз остаётся пессимистичным.


Устойчивость глобальной торговли не продлится долго, отмечают авторы доклада. Глобальная торговля была необычайно устойчивой в этом году благодаря накоплению запасов перед введением тарифов и перенаправлению потоков, что поддержало отгрузки. В результате, аналитики теперь ожидают, что стоимость торговли за весь год вырастет на 4,1%, что выше предыдущего прогноза Oxford Economics в 3,6% в августе. Однако по мере ослабления спроса и воздействия тарифов ожидается, что объёмы торговли упадут примерно на 0,5% в следующем году, ограничив рост номинальной торговли всего 1,3%.

 

США находятся в центре глобального водоворота. Основная часть роста торговли в первой половине этого года была обусловлена увеличением импорта в США, поскольку компании накапливали запасы перед введением тарифов. После устранения этой возможности, «тарифная боль» станет более острой в течение следующих 18 месяцев; мы прогнозируем падение импорта в США более чем на 15% между I кварталом этого года и концом 2026 года. Китай понесёт основную тяжесть ослабления продаж в США с эффективной тарифной ставкой более 40%. Мы прогнозируем падение экспорта Китая в США примерно на 12% в 2026 году, что станет дополнением к ожидаемому падению на 7% в этом году. Частично компенсируя это ослабление, США, как ожидается, будут импортировать больше из Европы и некитайской Азии.


Для Китая ослабление спроса со стороны США на его продукцию вынудит многих экспортёров перенаправить торговлю на другие рынки, в частности, в Азию и Европу. Ожидается, что экспорт в Азию и Восточную Европу будет сосредоточен на промежуточных товарах, поскольку эти регионы развиваются в качестве бурнорастущих производственных хабов. Тем временем, экспорт в Центральную и Западную Европу — это в основном готовая продукция, замещающая часть утраченного потребительского спроса США.


Глобальная торговля падает — и ей ещё предстоит пройти долгий путь. Наш Индекс морской торговли, ежедневный трекер морских перевозок, показывает, что объёмы мировой торговли в середине сентября снизились примерно на 1,3% м/м, что на 3,4% ниже апрельского пика. К концу десятилетия объём торговли будет примерно на 4% ниже нашего дотарифного базового уровня.


Вьетнам, Сингапур и Малайзия продолжат наращивать долю, поскольку цепочки поставок смещаются, а высокоценная логистика расширяется. Тем не менее, экспорт из этих стран сильно зависит от тарифов на полупроводники, поэтому перспективы остаются туманными. Япония и Южная Корея сталкиваются со смешанными прогнозами. Хотя высокотехнологичный сектор готов стимулировать рост, ожидается, что экспорт автомобилей окажет сдерживающее влияние из-за высокой зависимости Японии от североамериканских цепочек поставок автокомпонентов.


Замедление в Китае и продолжающаяся слабость на рынке недвижимости ударит по экспорту Австралии. Снижение общих стоимостных показателей австралийского экспорта будет несколько смягчено ростом экспорта в Юго-Восточную Азию по мере развития регионального производственного хаба.


Торговля еврозоны превзойдёт ожидания: внутриевропейская торговля взлетит, а всеобъемлющее соглашение региона с США защитит его от худших проявлений неблагоприятных факторов со стороны последней. Ожидается, что немецкий экспорт будет расти в течение 2025 и 2026 годов, особенно экспорт автомобилей, поскольку ограниченная зависимость от североамериканских цепочек поставок и торговая сделка ЕС (которая ограничивает тарифы на автомобили до 15%) обеспечивает защиту. Кроме того, соглашение ЕС ограничивает тарифы на фармацевтику 15%, что делает ирландский экспорт более конкурентоспособным, даже если импортные пошлины возрастут.


В Америке глубокие связи Мексики и Канады с США будут держать их в тисках «тарифной боли». Между тем, крупные экспортёры сырья из Южной Америки — соя и железная руда Бразилии, медь Чили и Перу — столкнутся с более слабым спросом на фоне замедления Китая и снижения мировых заказов на оборудование.


На Ближнем Востоке и в Африке доминирует нефть. Цены на нефть остаются стабильными, несмотря на увеличение добычи ОПЕК+. Это обеспечит твёрдый рост стоимости экспорта в ближайшие годы. Что касается импорта, мегапроекты в Персидском заливе сохранят твёрдый спрос.


Худший сценарий торговой войны


Тарифные повышения ослабляют прогноз по торговле и ускоряют «разъединение» Китая, отмечают аналитики. Торговая неопределённость высока, а быстро меняющаяся тарифная политика затуманивает перспективы. Чтобы лучше понять будущее торговли, исследователи смоделировали сценарий, при котором США повысят тарифы ещё больше, что приведёт к более сильной ответной реакции со стороны торговых партнёров и значительным сбоям в цепочках поставок.


В этом сценарии тарифы между США и их торговыми партнёрами существенно возрастут. Эффективная тарифная ставка США на китайский импорт превысит 120%. В то же время североамериканские тарифы останутся высокими, вопреки базовому ожиданию умеренного снижения. Эффективная ставка США возрастает до 31% по сравнению с 13% в базовом сценарии и остаётся высокой. Торговые партнёры, как правило, отвечают зеркально. По сравнению с базовым сценарием, авторы доклада оценивают, что мировая стоимость торговли и объёмы сократятся на 8,3% и 9,3% соответственно к 2030 году.


Китай находится «на линии огня», при этом экспорт в США упадёт на 13,5% к 2030 году. В то же время сценарий предполагает, что США успешно подавят трансшипмент, а тарифные исключения и соглашения о свободной торговле будут свёрнуты. Это ограничит способность Китая поставлять товары в США через неофициальные каналы. В свою очередь, двусторонняя торговля между Китаем и его ключевыми партнёрами, включая Южную Корею, Гонконг и Вьетнам, понесёт резкое сокращение доли рынка к 2030 году. В результате тарифов и запретов на трансшипмент, этот сценарий предусматривает ускорение структурного разъединения по всему миру. Цепочки поставок уходят от Китая, поскольку региональные производственные хабы развиваются, чтобы заполнить этот пробел. Эти сбои подталкивают мировую инфляцию вверх.


Электроника/машиностроение, мебель и игрушки/спортивные товары принимают на себя основной удар от падения торговли между Китаем и США. Повышение тарифов спровоцирует значительное экономическое замедление в США, при этом экономика упадёт на 6,5% ниже базового прогноза к 2027 году. Ослабление уверенности и рост неопределённости тянут вниз внутренний спрос США; предприятия откладывают инвестиции, а домохозяйства ограничивают расходы (особенно на товары длительного пользования, такие как игрушки и оборудование для отдыха).


Экспорт Мексики в США резко сократится в ключевых категориях, в первую очередь в транспортных средствах, электронике и машиностроении. Автомобильный сектор, составляющий существенную часть торговли США и Мексики в рамках НАФТА/USMCA, особенно уязвим. Повышенные тарифы в сочетании с неудачей в пересмотре USMCA лишают потенциального доступа, делая собранные в Мексике автомобили и запчасти менее конкурентоспособными на рынке США. Электроника и машиностроение также показывают резкое сокращение, поскольку более жёсткие правила происхождения ограничивают роль Мексики как «чёрного хода» для промежуточных китайских товаров, попадающих в цепочку поставок США. В совокупности двусторонняя торговля между США и Мексикой, как ожидается, упадёт на 89 млрд долларов к 2030 году по сравнению с базовым сценарием.


Фармацевтика понесёт самые крупные потери в экспорте ЕС в США. Исторически ЕС был мировым лидером в производстве лекарств, при этом Ирландия, Швейцария и Германия входят в число крупнейших поставщиков препаратов и фармацевтических ингредиентов в США. По мере того, как США повышают тарифы и отзывают исключения, стоимость импорта лекарств в США резко возрастает. По сравнению с базовым сценарием, экспорт фармацевтики из ЕС в США упадёт более чем на $15 млрд к 2030 году, что составляет более одной пятой от общей потери.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram