КАК БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СФЕРУ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ
Правительство распределяет функции между центральными и местными органами власти.
Фото: pixabay.com
Мажилис на пленарном заседании одобрил в первом чтении новый законопроект «О теплоэнергетике» и сопутствующие ему пакеты поправок в действующее законодательство.
«На сегодня отсутствует отдельный отраслевой закон «О теплоэнергетике», что привело к существующим пробелам в законодательстве и накоплению множества проблем в данной отрасли, таких как отсутствие стратегических целей и планов развития, отсутствие инвестиционной привлекательности отрасли, не эффективностью предприятий и так далее. С целью урегулирования данных вопросов министерством при технической поддержке международных экспертов, привлеченных Азиатским банком развития, был разработан данный законопроект», - объяснил министр энергетики Алмасадам Саткалиев, выступая перед депутатами.
Законопроект предусматривает перераспределение компетенций и ответственности за политику в области теплоэнергетики. Так, за министерством энергетики будет закреплена функция транспортировки тепловой энергии, которую в настоящее время осуществляет министерство промышлености и строительства. Министерство промышлености и строительства будет ответственным за системы теплоснабжения, в части потребления тепловой энергии. Контрольные функций в тепловых сетях (в рамках систем централизованного теплоснабжения) переходят от местных исполнительных органов в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля. Местные исполнительные органы будут контролировать соблюдение требований нормативных правовых актов субъектами теплоэнергетики, эксплуатирующими котельные, тепловые сети в локальных системах централизованного теплоснабжения, и потребителями, эксплуатирующими теплопотребляющие установки.
Вводится новый инструмент по планированию развития теплоэнергетики, который должен обеспечить плановое поступательное развитие теплоэнергетики, взаимоувязанное с планами и программами развития территорий, строительства жилья, динамики численности населения, развития промышленности и другими факторами. В частности, законодательно предусматривается, что схемы развития теплоснабжения должны учитывать не только развитие систем теплоснабжения, с учетом развития населенных пунктов по технической части, но и экономическую сторону данного вопроса. Законопроект предусматривает функционирование и развитие теплоэнергетики областей, городов и районов областей. Осуществляться они будут на основе долго- (20 лет) и среднесрочных (5 лет) мастер-планов развития теплоэнергетики, разработанных местными исполнительными органами соответствующей административно-территориальной единицы.
Кроме того, в области теплоэнергетики вводится государственное регулирования цен (тарифов) в целях сбалансирования в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе интересов субъектов теплоснабжения и потребителей систем теплоснабжения.
Предусмотрено повышение ответственности за нарушение законодательства в области теплоэнергетики. Министр отметил, что сегодня остро стоит вопрос несоблюдения законодательства в сфере теплоснабжения в том числе в части незаконного подключения к тепловым сетям ввиду отсутствия ответственности за совершение данного нарушения, которое может приводить к нанесению вреда жизни и здоровью большого количества граждан.
Нормы законопроекта устанавливают принципы тарифного регулирования и критерии, которым должны соответствовать регулируемые тарифы на тепловую энергию, а именно совершенствование тарифной методологии, обеспечение экономически обоснованного тарифа, возможность привлечения инвестиций.
При этом, для обеспечения возможности приведения тарифов на тепловую энергию к экономически обоснованному уровню и недопущения социальной напряженности среди народа предусмотрен механизм осуществления прямой бюджетной поддержки уязвимых потребителей.
Пакеты сопутствующих поправок в законодательство, помимо приведения действующего законодательства в соответствие с вновь разработанным законопроектом «О теплоэнергетики» содержат нормы, направленные на решение ряда текущих вопросов в электроэнергетической отрасли, требующих незамедлительного урегулирования. В частности, ряд поправок направлен на совершенствование механизмов Единого закупщика электрической энергии и балансирующего рынка. «В целях реализации крупных инвестиционных проектов по инициативе депутатов рассматриваются поправки, направленные на строительство новых генерирующих мощностей, что также потребовало совершенствования структуры проведения тендерных процедур по отбору потенциальных инвесторов», - пояснил министр.
Депутатов интересовал вопрос возможного понижения тарифов, после наведения порядка в энергетической отрасли. В частности, после планируемого сокращения числа энергоснабжающих организаций. Министр призвал быть реалистами и ответил так:
«Мы считаем, что не произойдёт снижения, потому что затраты, которые сейчас несли энергоснабжающие организации (это штат, вопросы, связанные с закупкой электроэнергии), должны быть включены в тариф региональных электросетевых компаний. Но сама эта мера не приведет ни к увеличению, ни к уменьшению. То есть за счет сокращения энергоснабжающих организаций, возможно, на рынке появятся более эффективные механизмы ценообразования. Я думаю, существенного снижения ожидать не стоит по тарифам», - сказал он.
UTC+00