НАПИТКИ ПОКРЕПЧЕ, СПРОС ПОДОРОЖЕ
Аналитики Oxford Economics оценили вклад алкоголя в экономику
Изображение: THAM YUAN YUAN/Pixabay
Сектор крепких напитков поддержал вклад в добавленную стоимость на сумму $730 млрд в глобальный ВВП в 2022 году. Производство и продажа крепких напитков принесли $390 млрд налоговых поступлений правительствам по всему миру. В целом, сектор крепких напитков обеспечил 36 млн рабочих мест в производстве и продаже спиртных напитков, цепочке поставок и секторе товаров народного потребления. Такие данные представили аналитики Oxford Economics в глобальном исследовании экономического воздействия производства и продажи спиртных напитков в 185 странах мира. Заказчиком отчёта, который стал первым в истории в своём роде, выступил Всемирный альянс производителей спиртных напитков WSA.
Рейтинг 20 крупнейших рынков по потреблению и производству крепких напитков
Источник: IWSR, Oxford Economics
Объём мировых продаж спиртных напитков в 2022 году составил $650 млрд (без учёта НДС). Производство и продажа спиртных напитков охватывает широкий спектр видов экономической деятельности и организаций, включая винокурни, дистрибьюторов, супермаркеты, бары, рестораны, гостиницы и другие заведения, позволяющие конечным потребителям покупать и употреблять спиртное. Исследование показало, что производство и продажа спиртных напитков поддержали объём добавленной стоимости на сумму $730 млрд в глобальном ВВП, что составляет 1 доллар из каждых $140 глобального ВВП в 2022 году. Более того, по оценкам, эта экономическая деятельность стимулировала создание 36 млн рабочих мест и принесла $390 млрд налоговых поступлений для правительств по всему миру. В частности, сектор крепких напитков, включая производство и сопутствующие виды деятельности, поддерживал 1 рабочее место из 84 во всей мировой экономике. Кроме того, производители крепких напитков выплатили своим сотрудникам по всему миру зарплату на общую сумму $15 млрд. При этом индустрия потратила $120 млрд на сторонних поставщиков.
В экономическом плане в 2022 году индустрия крепких напитков составила примерно 1 доллар из каждых 140 долларов мирового ВВП и обеспечила работой количество людей, равное всей рабочей силе Великобритании, которую Всемирный банк оценивает как шестую по величине экономику мира.
Общее экономическое воздействие производства и продажи крепких напитков в мире, 2022 год
Источник: IWSR, Oxford Economics
Среди трендов мирового рынка алкоголя исследователи отмечают так называемую премиализацию продукции. В 2022 году 50% всех проданных напитков относились к премиальному сегменту или выше, по сравнению с 36% в 2012 году. Также результаты показывают, что категория крепких напитков выросла по стоимости на 10,5% в 2022 году, опережая темпы роста пива и вина. В частности, глобальные продажи крепких напитков (включая национальные спиртные напитки) по стоимости выросли на 16% за период с 2019 по 2022 год.
Сектор крепких напитков способствует значительным налоговым платежам для правительств во всём мире, прежде всего за счёт акцизов на алкоголь, которые взимаются в дополнение к корпоративным налогам и косвенным налогам на добавленную стоимость или налогу с продаж. В общей сложности, по нашим оценкам, производители крепких напитков и их цепочка создания стоимости обеспечили и поддержали выплату налогов на сумму $390 млрд в 2022 году. Если бы индустрия крепких напитков была отдельной страной, она вошла бы в число 20 крупнейших в мире, наравне с такими странами, как Индонезия, Австралия или Нидерланды.
Результаты исследования показывают, что процесс производства крепких напитков составляет чуть менее трети (31%) от общего воздействия на ВВП ($230 млрд). Он также обеспечил 11 млн рабочих мест и сгенерировал $63 млрд налоговых платежей в 2022 году. В процессе производства производители дистиллятов напрямую добавили к глобальному ВВП примерно $56 млрд, обеспечили 1 млн рабочих мест по всему миру и создали для правительств налоговые поступления на сумму $13 млрд. Из этих цифр видно, что сами производители крепких напитков напрямую отвечают лишь за 8% от общего вклада отрасли крепких напитков в глобальный ВВП и за 3% рабочих мест.
Однако процесс дистилляции, очистки и выдержки спиртных напитков требует тесного взаимодействия с большим количеством различных отраслей как выше, так и ниже по производственной цепочке. Это означает, что экономическое влияние производителей спиртных напитков выходит далеко за рамки прямого воздействия. По нашим оценкам, в 2022 году индустрия крепких напитков потратила около $120 млрд на сторонних поставщиков. Сюда входят фермеры, которые поставляют сырье для дистилляции, предприятия пищевой промышленности, которые производят продукцию, используемую в процессе дистилляции, и логистические компании, которые доставляют продукцию по всему миру.
Сравнение мультипликативного эффекта производителей крепких напитков: прямой вклад vs. общий экономический эффект
Источник: IWSR, Oxford Economics
Все эти косвенные взаимодействия многократно увеличивают экономический вклад отрасли, поскольку деньги, потраченные производителями спиртных напитков на этих поставщиков, дальше распространяются по их собственным цепочкам поставок. В общей сложности, по оценкам авторов доклада, это косвенное воздействие поддержало вклад в добавленную стоимость на сумму $110 млрд в глобальный ВВП и обеспечило 7,3 млн рабочих мест во всём мире. Кроме того, оно стимулировало выплату налогов на сумму $33 млрд правительствам по всему миру.
Другими словами, это отрасль, которая оказывает мощное косвенное воздействие на всю мировую экономику, и её экономические последствия намного больше, чем само производство спиртных напитков. Кроме того, выплачивая заработную плату своим сотрудникам и косвенно поддерживая зарплаты множества других предприятий в цепочке поставок, производители спиртных напитков дополнительно стимулируют мировую экономику.
Покупки производителей спиртных напитков у поставщиков также косвенно создали рабочие места в других секторах. Часть этих прямых и косвенных выплат заработной платы будет потрачена на потребительские товары и услуги, такие как жильё, здравоохранение, развлечения и розничная торговля.
По этому каналу вызванных потребительских расходов мы оцениваем, что вклад производителей и продавцов спиртных напитков в добавленную стоимость к глобальному ВВП составил $57 млрд. Он также поддержал 2,3 млн рабочих мест в различных секторах и помог создать $17 млрд налоговых поступлений для правительств.
Производство спиртных напитков оказывает большое влияние на мировую экономику. Но процесс продажи этой продукции вниз по течению цепочки создаёт и поддерживает ещё большую экономическую ценность. Грузоперевозчики, дистрибьюторы и, в частности, розничные торговцы и предприятия сферы гостеприимства образуют сложную глобальную сеть предприятий, чья роль заключается в том, чтобы доставлять бутылки с алкоголем потребителям, которые их любят. Эти фирмы, работающие ниже по течению, обеспечивают занятость большого количества людей, и их экономическое влияние огромно. Как и в процессе производства самих спиртных напитков, эта деятельность вниз по течению оказывает как прямое воздействие (например, рабочие места в барах, ресторанах, магазинах), так и косвенное.
Индустрия крепких напитков начинается с сельского хозяйства. От рисовых полей Китая до виноградников Франции, ячменных полей Шотландии и плантаций сахарного тростника на Карибах, каждая культура вносит свой вклад в производство спиртных напитков, обеспечивая по пути средства к существованию. В некоторых сельских регионах это может быть основным, а иногда и единственным работодателем; важнейшим фактором развития местной экономики. Индустрия крепких напитков создаёт возможности трудоустройства не только в сфере производства, но и в маркетинге, логистике, дистрибуции и розничной торговле. Эта деятельность оживляет местные сообщества и поддерживает сферу туризма и гостеприимства, а также занятость в этих областях. Неудивительно, что отрасль вносит значительный вклад в доходы государства за счёт налогов и пошлин, которые финансируют жизненно важные государственные услуги, от здравоохранения до образования и инфраструктуры. В 2022 году общий вклад производителей крепких напитков в добавленную стоимость к глобальному ВВП составил $230 млрд. Для сравнения, это чуть меньше, чем общий ВВП Португалии за тот же год, — отметил генеральный директор Moët Hennessy, президент WSA Филипп Шаус.
Крепкие напитки — самая дорогая категория алкогольных напитков. С учётом как национальных, так и международных брендов, на их долю пришлось 42% мировых потребительских расходов на алкогольные напитки в 2022 году. Таким образом, доля крепких напитков в расходах оказалась выше, чем у пива (40%), и в два раза больше, чем у вина (18%). Крепкие напитки занимают лидирующие позиции в Китае, где на их долю приходится более 70% расходов на алкогольные напитки.
Доля рынка крепких напитков по странам-производителям в 2022 г.
Китай лидирует по стоимости продукции в 2022 году, его доля рынка составляет 37% благодаря росту продаж премиального Байцзю
% = Доля производства
Источник: IWSR, Oxford Economics
Рост объёмов и стоимости
В 2022 году объём продаж международных крепких напитков вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим годом, при этом было продано на 88 млн 9-литровых ящиков больше, чем в 2021 году. За тот же период рост стоимости продаж крепких напитков был ещё более впечатляющим, составив $23 млрд в розничной стоимости — это скачок на 10,5% по сравнению с 2021 годом. Статистические данные роста показывают, что стоимость растёт быстрее, чем объём. Это можно объяснить сочетанием повышения цен из-за инфляции, а также предпочтением потребителей переходить на более дорогие и высококачественные крепкие напитки.
Внутри сектора крепких напитков некоторые категории демонстрируют больший успех, чем другие. Продажи коньяка и водки с 2019 по 2022 год немного снизились, продажи виски и рома немного выросли. Между тем, продажи биттеров/аперитивов и напитков на основе агавы (в основном текилы) показали двузначный рост.
Согласно оценкам IWSR, за 25-летний период с 2002 по 2027 год на долю сектора крепких напитков придется 62% всего прироста стоимости всего рынка алкогольных напитков.
Динамика категорий крепких напитков: рост/снижение в процентах и абсолютных значениях, 2019-2022 гг.
Источник: IWSR, Oxford Economics
Регион Китай + наиболее ярко иллюстрирует эту картину роста стоимости. В 2022 году на долю крепких напитков приходилось всего 13% от общего объёма продаж алкогольных напитков в регионе, но при этом 73% от их стоимости. Это само по себе является ярким примером высокой ценности категории крепких напитков. Однако в среднесрочной перспективе, по мере того, как потребители в регионе Китай + продолжат искать всё более премиальные предложения крепких напитков, эта разница станет ещё более ощутимой.
IWSR прогнозирует, что с 2022 по 2027 год на долю крепких напитков придется 11% объёма продаж напитков в регионе, но 74% их стоимости. Действительно, по прогнозам, к 2027 году Китай + обгонит Европу и станет самым дорогим рынком крепких напитков в мире.
Ожидается рост продаж всех категорий крепких напитков в среднесрочной перспективе, при этом особенно перспективными будут напитки на основе агавы, такие как текила и мескаль, а также индийский виски. Последний является самой быстрорастущей категорией крепких напитков в мире, по прогнозам, к 2027 году его продажи вырастут почти на 50 миллионов ящиков.
Самые перспективные категории крепких напитков: прогноз роста на 2022-2027 гг.
Источник: IWSR, Oxford Economics
Алкогольная индустрия — это отрасль с богатой культурой и историей, традиции которой часто тесно связаны с представлениями о национальной идентичности, близкими людям от Шанхая до Чикаго. А самое главное, её экономическое влияние существенно. Дистиллированные спиртные напитки относятся к сельскохозяйственным товарам с самой высокой добавленной стоимостью; эта индустрия стимулирует экономическую активность в различных секторах, начиная от сельского хозяйства и производства, заканчивая логистикой, гостиничным бизнесом и розничной торговлей по всему миру. Значительная часть прямой занятости и инвестиций приходится на экономически неблагополучные регионы, где отрасль играет важную и положительную роль в жизни местных сообществ. В некоторых районах она является основным, а то и единственным двигателем местной экономики, обеспечивая долгосрочные возможности трудоустройства. Это достигается за счёт прямой и косвенной экономической деятельности, создания рабочих мест и привлечения компаний из других секторов по всей цепочке поставок. Кроме того, она является катализатором значительной экономической активности в других областях, особенно в розничной торговле и сфере гостеприимства.
UTC+00