finance.kz

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ И ВЛИЯНИЕ НА СОЗДАНИЕ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Политикам следует учитывать дополнительные меры для улучшения ситуации на рынке труда

still-life-supply-chain-representation (2).jpg

Изображение: Freepik


Создание стабильных и хорошо оплачиваемых рабочих мест является одним из ключевых факторов в борьбе с бедностью в странах с низким и средним уровнем дохода. Международная торговля часто рассматривается как важный инструмент для достижения этой цели. В данной статье THE TENGE представлены основные выводы исследования, проведённого Эстер Делесаль, Флорианом Майнерисом, Уильямом Париенте и Гонзагом Ваннуренбергом, о влиянии либерализации торговли между Китаем и Индонезией в рамках Соглашения о свободной торговле между странами АСЕАН и Китаем.

 

Результаты исследования показывают, что либерализация торговли не оказала значительного влияния на вероятность того, что индонезийские рабочие станут наёмными, за исключением более высококвалифицированных работников. Также не было выявлено существенного воздействия на занятость и добавленную стоимость крупных производственных предприятий. Эти выводы подчёркивают необходимость осторожного подхода к ожиданиям от либерализации торговли как инструмента для создания высококачественных рабочих мест, особенно в условиях глобальной экономики, где тарифы уже находятся на низком уровне.


Одной из центральных проблем для стран с низким и средним уровнем дохода является создание стабильных и высокооплачиваемых рабочих мест частными предприятиями. Однако в таких странах часто отсутствуют успешные частные компании, а те, что существуют, сталкиваются с трудностями в процессе роста и создания рабочих мест. В этом контексте международная торговля рассматривается как возможный катализатор для создания лучших рабочих мест. Например, Pavcnik и McCaig показывают, что вьетнамские экспортные возможности в США в пост-2000 году способствовали переходу работников из неформального сектора в формальный, что также способствовало общему росту производительности. В Бразилии Улиссеа и соавторы отмечают, что влияние либерализации торговли на производительность наиболее выражено в контексте неформальной экономики, где сокращение доли неформального сектора стало результатом торговли. Также исследования показывают, что торговля способствует увеличению доли более высокооплачиваемых рабочих мест и снижению неравенства в оплате труда.

 

Однако исследования, посвящённые влиянию либерализации торговли на качество рабочих мест в странах с низким и средним уровнем дохода, остаются ограниченными. Это особенно важно в свете современных вызовов, таких как перебои в глобальных цепочках поставок, вызванные пандемией COVID-19, и усиливающаяся международная геополитическая напряжённость.

 

Недавняя работа Делесаль и соавторов делает важный вклад в этот исследовательский пробел, оценивая влияние либерализации торговли между Китаем и странами АСЕАН в рамках Соглашения о свободной торговле между АСЕАН и Китаем (ACFTA) на вероятность того, что индонезийские рабочие будут получать стабильную и высокооплачиваемую работу. Для оценки воздействия либерализации на рынок труда также были исследованы изменения в процессе создания рабочих мест на крупных производственных предприятиях

 

Быть наёмным работником — мера качества работы

 

В странах с низким и средним уровнем дохода значительная часть трудоспособного населения состоит из самозанятых лиц, которые часто занимаются неформальным предпринимательством, либо работают в качестве неоплачиваемых работников, преимущественно в семейных предприятиях. В Индонезии, по данным 2010 года, более 50% трудоспособного населения находились в такой ситуации. Самозанятые и неоплачиваемые работники зарабатывают значительно меньше по сравнению с наёмными работниками, которые трудятся по постоянному контракту в официальных организациях. Исследования показывают, что в 2003 году доход наёмного работника в Индонезии, при прочих равных, был на 10% выше, чем у самозанятого, и на 40% выше, чем у случайного работника в сельском хозяйстве. Более того, наёмные работники реже ищут другую работу, что свидетельствует о большей удовлетворённости своей текущей занятостью. Таким образом, в контексте стран с низким и средним уровнем дохода статус наёмного работника становится важным индикатором качества работы и социального положения.

 

Соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Китаем

 

В 2002 году страны-члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подписали Соглашение о свободной торговле с Китаем, целью которого было отменить тарифы на 90% импорта к 2010 году. Индонезия, будучи членом АСЕАН, согласилась на значительное снижение тарифов для Китая, которое было постепенно увеличено в период с 2005 по 2010 год. Как показано в части (a) рисунка 1, это привело к снижению среднего тарифа, применяемого Индонезией к китайскому импорту, с более чем 8% в 2000 году до менее 2% в 2010 году. Это умеренное снижение, по сравнению с более резким сокращением тарифов после вступления Индонезии в Всемирную торговую организацию, когда средний тариф упал с 20,88% до 8,44%, тем не менее, является частью более широких тенденций либерализации торговли. Часть (b) рисунка 1 демонстрирует, что снижение тарифов было всеобъемлющим и охватывало широкий спектр отраслей, при этом некоторые из них, такие как текстильная и обувная промышленность, подверглись значительному снижению тарифов.

 

Рисунок 1. Эволюция импортных пошлин в Индонезии


а) Индонезийские импортные пошлины по стране происхождения


ллл111.png


б) Индонезийские пошлины на импорт из Китая по видам продукции


лллл111ббб.png

Источник: cepr.org


В период с 2000 по 2010 годы доля Китая в индонезийской внешней торговле значительно возросла. В 2000 году на долю Китая приходилось около 7,6% индонезийского импорта и 4,7% её экспорта, что позволяло Китаю занимать пятое место по обоим типам торговых потоков. К 2010 году эти показатели увеличились до 15,7% по импорту и 9,5% по экспорту, что сделало Китай крупнейшим источником индонезийского импорта и вторым по величине пунктом назначения для индонезийского экспорта. Доля Китая в индонезийской торговле продолжала расти и после 2010 года, достигнув 22,8% по импорту и 9,6% по экспорту в 2015 году. Эти изменения представлены на рисунке 2.

 

Как по импорту, так и по экспорту доля Китая в индонезийской торговле увеличивалась быстрее, чем его доля в мировой торговле, особенно после 2005 года. Таким образом, реализация Соглашения о свободной торговле между Китаем и странами АСЕАН (ACFTA) способствовала росту китайского экспорта в Индонезию, который превысил темпы роста китайского экспорта в мировом контексте за тот же период. Результаты регрессионного анализа показывают, что рост индонезийского импорта из Китая был более выраженным для тех товаров, по которым Индонезия осуществила более значительное снижение тарифов на китайский импорт. Аналогично, индонезийский экспорт увеличивался сильнее для тех товаров, по которым Китай снизил свои тарифы на индонезийские товары в рамках ACFTA. Эти данные свидетельствуют о том, что для Индонезии реализация ACFTA привела к росту международной торговли с Китаем, опережающему торговые связи с другими партнёрами.

 

Рисунок 2.  Доля Китая в индонезийской и мировой торговле


а) Импорт

ллл222ааа.png


б) Экспорт

ллл222ббб.png

Источник: cepr.org

 

Методология

 

Для оценки воздействия ACFTA на вероятность трудоустройства в качестве наёмного работника, исследование сосредоточено на либерализации торговли в производственном секторе, поскольку в сельскохозяйственном секторе Индонезии тарифы уже были относительно низкими на момент 2000 года. В анализе отдельно рассматриваются эффекты снижения входных и выходных тарифов, предоставленных Индонезией Китаю, а также снижение тарифов, предоставленного Китаем индонезийским экспортёрам.

 

Для идентификации воздействия используется метод географической вариации подверженности либерализации торговли в 224 индонезийских округах. Эти различия объясняются тем, что снижение тарифов на вход и выход варьировалось по секторам, а состав отраслей в округах различался на начальном этапе исследуемого периода.


Для решения типичных проблем, связанных с установлением чёткой причинно-следственной связи в контексте либерализации торговли, применяется стратегия инструментирования, основанная на том, что снижение тарифов имело наибольшее значение для товаров, которые изначально пользовались более высокой степенью защиты.

 

Положительное влияние будет только на более образованных людей

 

Либерализация торговли в рамках ACFTA не оказала существенного воздействия на вероятность быть наёмным работником в Индонезии. Этот результат сохраняется для различных подгрупп трудоспособного населения, классифицированных по сектору деятельности, полу или возрасту. Единственным исключением являются более образованные работники (с образованием выше начального уровня), которые, в среднем, получают выгоду от общего снижения тарифов. Однако эта группа составляет лишь 25% от общей численности рабочей силы. Таким образом, можно утверждать, что влияние ACFTA на доступ к более высокооплачиваемым рабочим местам носило регрессивный характер.

 

Дополнительные данные показывают, что округа, подвергшиеся более значительным изменениям тарифов в рамках ACFTA, не испытали существенных изменений ни в размере активного населения, ни в составе рабочей силы с точки зрения различных типов рабочих мест или миграционного статуса.

 

С учётом отсутствия существенного среднего эффекта на уровне работников, исследование не выявило значимого воздействия ACFTA на занятость и добавленную стоимость крупных производственных предприятий (с числом сотрудников более 20 человек) в Индонезии. Эти предприятия являются основными поставщиками рабочих мест для наёмных работников, что подтверждает вывод о незначительности воздействия либерализации торговли на данную категорию организаций.

 

Заключение

 

Выводы данного исследования расходятся с результатами работы других авторов, которые обнаружили положительное влияние снижения тарифов на формальную занятость в Индонезии в период с 1993 по 1996 год. В их случае снижение тарифов было связано с вступлением Индонезии в ВТО, что привело к многосторонним и более масштабным изменениям. Эти результаты также противоречат выводам из литературы о китайском шоке, которая оценивает влияние выхода Китая на рынки труда третьих стран.

 

Данное исследование выделяет две основные причины различий в результатах. Во-первых, рассматривается влияние соглашения о свободной торговле, которое вступило в силу на фоне уже существующего преференциального доступа Китая в рамках его вступления в ВТО. При подписании соглашений между странами-членами ВТО эффект от таких соглашений может быть менее выраженным, поскольку торговый шок, который они создают, вероятно, менее интенсивен. Однако изучение таких соглашений о свободной торговле с Китаем важно, поскольку многие подобные соглашения находятся на стадии переговоров и вызывают активные обсуждения в международной политике. Во-вторых, анализ показывает, что корреляция между структурой китайского и индонезийского экспорта по типам продукции в 2000 году была ниже, чем между Китаем и такими странами, как США, Мексика или Германия. Это может свидетельствовать о том, что конкуренция между Китаем и Индонезией в части импорта была менее интенсивной, что смягчало возможные негативные последствия для индонезийского рынка труда.

 

Хотя результаты исследования могут носить контекстуальный характер, они подчёркивают необходимость осторожного оптимизма в отношении потенциальных выгод от дальнейшей либерализации торговли для качества рабочих мест в странах с низким и средним уровнем дохода, особенно в условиях глобальной экономики, где тарифы уже находятся на низком уровне. Исследование демонстрирует, что помимо соглашений о либерализации торговли, политикам следует учитывать дополнительные меры для улучшения ситуации на рынке труда, особенно для наименее образованных работников, которые составляют значительную часть трудоспособного населения.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram