В ₸134,9 МЛРД ОЦЕНИВАЕТСЯ РЫНОК ЛОГИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ РК
На логистику в Казахстане уходит от 15 до 20% каждого онлайн-заказа в среднем
Изображение Mediamodifier/Pixabay
Интернет-торговля Казахстана достаточно молода, однако, во многом уже опережает мировые тренды. К таким выводам пришла группа аналитиков DataInsight и Cross Insights при исследовании отечественного рынка логистики онлайн-продаж. Так, в нашей стране продажи в рассрочку уже стали мейнстримом, когда мода на BNPL ещё не пришла в Европу и США. При этом имеются определённые инфраструктурные сложности. В республике хорошая ситуация с курьерской доставкой, относительно неплохая с магистралями, также заметен рост пунктов выдачи заказов, но существует острая проблема со складами хранения.
Как отметили эксперты, у рынка в Казахстане есть запрос на инвестиции, но локальные игроки пока недостаточно активны, международные — выжидают из-за санкционных и геополитических резонов, и только российские игроки (особенно российские маркетплейсы) начинают активно вкладываться.
В Казахстане самый перспективный в СНГ рынок интернет-торговли, на мой взгляд. У него колоссальный потенциал для динамичного развития, и сейчас отрасль растёт быстрее, чем в соседних странах. Здесь живёт около 20 миллионов человек и более 17 из них пользуются интернетом (89%). На этот рынок активно заходят российские продавцы, развиваются местные и зарубежные маркетплейсы. Казахстан входит в таможенный союз, что значительно упрощает логистику между странами и снижает себестоимость перевозок, — отметил руководитель направления Boxberry в СНГ Михаил Конев.
Количество активных онлайн-покупателей в Казахстане достигает 4,9 млн человек. Рост количества заказов в 2022 г. к 2021 г. составил 33%, а к 2020 г. – 96%. Объём рынка в деньгах в 2022 г. вырос в 1,3 раза к 2021 г. и более чем в 2 раза к объёму 2020 г. Рост среднего чека в 2022 г. составил -3% к 2021 и +17% к 2020 г. Темп роста за период год к году снизился с 20% до -3% в 2022 г.
Рынок eCommerce страны интенсивно растёт двузначными темпами: на 20-30% в год сейчас и на 70-80% в недалёком прошлом. Это значит, что вложения окупаются за очень короткий срок, а при достижимом возвращении прежних темпов роста возврат на вложения будет одним из самых высоких среди инвестиций в другие страны и другие отрасли. У рынка есть запрос на инвестиции, но локальные игроки пока недостаточно активны, а международные выжидают из-за санкционных и геополитических резонов. И только российские игроки, особенно российские маркетплейсы, начинают вкладывать, — подчеркнул ведущий аналитик направления Логистика Data Insight Сергей Семко.
Как показывают результаты исследования, казахстанцы любят быструю курьерскую доставку. Скорость доставки – решающий внутренний фактор при выборе сервиса доставки продуктов.
Источник: DataInsight со ссылкой на Go Mobile
Пользователи в Казахстане привыкли к хорошему сервису, для них очень важна скорость доставки, по ней часто выбирают продавца. При этом организация экспресс-доставки в большом городе сложная задача: необходимо не только обеспечить стабильное наличие исполнителей, но и предложить маршруты с учетом пробок и погоды. Мы оптимизируем этот сложный участок логистики с помощью технологий, чтобы доставка в городе работала более удобно и эффективно, а казахстанские предприниматели могли повышать уровень сервиса для клиентов, запускать новые продукты, растить онлайн-продажи, — поделился мнением руководитель Яндекс Доставки в Казахстане Алишер Тунгушбаев.
47% активных онлайн-покупателей Казахстана проживают в Южном Казахстане. Более половины (27%) активных онлайн-покупателей Южного Казахстана — жители Алматы и области, а каждый десятый — житель Шымкента. 33% активных онлайн-покупателей проживают в двух городах страны.
Источник: DataInsight
Средний стаж онлайн-покупок активного онлайн-покупателя составляет 4,9 года. Это говорит о том, что многие из них начали покупать товары онлайн довольно давно и продолжают придерживаться этого удобного способа шопинга. 62% активных онлайн-покупателей имеют опыт покупок через интернет более 3-х лет, и мы можем предположить, что они продолжат покупать, что и активное ядро покупателей сохранится и будет базой для продаж в отрасли, — пишут авторы исследования.
Одним из самых популярных видов онлайн-торговли является заказ готовой еды. Как показывают данные, в 2022 году объём рынка достиг $66 млн, что на 26% больше показателей предыдущего года. Одним из ключевых факторов, способствовавших увеличению объёма рынка, стало увеличение числа активных пользователей: в 2022 году их количество составило 1,6 млн. Прогнозы на ближайшие пять лет также весьма оптимистичны: ожидается, что к 2027 году рынок достигнет отметки в $104,5 млн. Такой прогноз подкрепляется рядом факторов. Прежде всего, постоянное улучшение логистических процессов и оптимизация работы служб доставки позволяют расширять географию обслуживания и сокращать сроки доставки, что, в свою очередь, увеличивает уровень удовлетворения клиентов и стимулирует их к повторным заказам.
Источник: DataInsight со ссылкой на Statista
⃰ Нет абсолютных данных за период 2024-2026 гг., указан суммарный прирост
Вместе с тем Казахстан испытывает определённые инфраструктурные сложности. В Казахстане всё обстоит благополучно с курьерской доставкой, относительно неплохо с магистралями, заметен рост пунктов выдачи заказов, но напряжённо со складами. Рынок готов к быстрому росту, но его сдерживают перекосы в логистике и недостаток инвестиций. Возвращение к прежним темпам роста возможно, но необходимо предпринять ряд действий: разработать стратегию и обеспечить её выполнение ресурсами, — отметил ведущий аналитик направления Логистика Data Insight Сергей Семко.
Ввиду огромных расстояний между городами, далеко отстоящими друг от друга в условиях резко-континентального климата с морозной зимой, сильным ветром и жарким засушливым летом, доставка в основном сконцентрирована на задаче перебрасывания имеющихся товарных запасов в пределах одного города. Складов при этом совершенно недостаточно, пишут аналитики, в дефиците любые площадки. Ставки по аренде высоки. В стране много курьерских служб, плотно конкурирующих друг с другом, но очень мало сетей ПВЗ. Их покрытие недостаточно, потенциал ПВЗ для увеличения продаж не используется. При этом главная проблема ─ недостаток инвестиций в инфраструктуру ─ склады и ПВЗ. Сейчас о готовности инвестировать заявляют только российские маркетплейсы и в некоторой степени крупные логистические компании России.
На логистику в Казахстане уходит от 15 до 20% каждого онлайн-заказа в среднем. Это очень много с учётом того, что рынок стремительно переобувается в ПВЗ из двери. Это одновременно немного, если учесть, что значительная доля доставок ─ еда (включая готовую), где доля логистики легко может быть и выше. Логистика для интернет-торговли в Казахстане сегодня ─ идеальный объект для инвестиций, ─ резюмировал эксперт в области интернет-маркетинга Фёдор Вирин.
UTC+00