ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО ПЛАТИТЬ ЗА ПРОДАЖУ ЗЕРНА НА РЫНКАХ ЕВРОПЫ И АЗИИ
Переизбыток урожая может превратиться из достижения фермеров в социальную проблему.
Правительство готово начать субсидировать транспортные расходы сельхозпроизводителей на транспортировку зерна до портов Черного моря, Балтики и Юго-Восточной Азии. Таким образом, чиновники рассчитывают избавиться от переизбытков урожая зерна 2024 года и обеспечить сельхозпроизводителям получение дохода.
Свыше 26 млн тонн зерна – объём урожая текущего года. Это рекорд за последние 10 лет по производству, и серьёзная проблема. Такие объёмы зерна Казахстану некуда продавать.
Официально сообщается, что проблем с хранением такого объёма не возникнет. Заместитель премьер-министра Серик Жумангарин в ответе на запрос депутатов мажилиса проинформировал, что общий объём ёмкости для хранения зерна в целом по стране составляет 30 млн тонн. Этого достаточно для хранения урожая текущего года.
При этом, по данным, приведённым в ответе, к середине ноября загруженность лицензированных зернохранилищ составляет 42%, свободный объём – 7,6 млн тонн. В том числе в основных зерносеющих регионах: Костанайская область - 35 элеваторов, мощность 3 млн тонн, загруженность 48%, свободный объём 1,6 млн тонн; Северо-Казахстанская область - 45 элеваторов, мощность 3,3 млн тонн, загруженность 46%, свободный объём 1,8 млн тонн; Акмолинская область - 66 элеваторов, мощность 4,5 млн тонн, загруженность 45%, свободный объём 2,5 млн тонн.
При этом проводится работа по вводу в эксплуатацию ранее бездействующих элеваторов. В Северо-Казахстанской области введён в действие ТОО «Ащикольский элеватор» с ёмкостью хранения 74,6 тыс. тонн, а на сегодня им принято более 1700 тонн зерна. В Костанайской области осуществляется приём зерна на склады элеватора ТОО «Олжа Денисовское 1» с ёмкостью хранения 173 тыс. тонн. При этом ведётся работа по получению лицензии (на сегодня принято более 2 000 тонн зерна).
АО «НК «Продкорпорация» работает над перемещением зерна в незерновые регионы для высвобождения мощностей под хранение. За август – октябрь 2024 года нацкомпанией реализовано и перемещено 202,7 тыс. тонн, на стадии реализации и перемещения зерно в объеме 108,6 тыс. тонн.
Если говорить о продажах, за 10 месяцев 2024 года, по данным АО «НК «Қазақстан темір жолы», на экспорт по железной дороге отправлено 5,8 млн тонн. При этом за сентябрь-октябрь 2024 года общие объёмы перевозок зерна (как на экспорт, так и внутри страны) нового урожая составили почти 2,3 млн тонн, что на 42% больше, чем за аналогичный период 2023 года. За тот же период экспорт нового урожая достиг 1,8 млн тонн, что на 48% превышает показатель 2023 года (1 236 тыс. тонн).
Для стимулирования вывоза зерна на экспорт мелкими и средними сельхозпроизводителями, Продкорпорация запустила программу консолидаций экспортных партий. Компания, не выкупая зерно фермеров, консолидирует товарные партии и организует их вывоз на экспорт на безвозмездной основе, обеспечивая полное сопровождение перевозки. При этом валютная выручка напрямую поступает фермеру. По данным Жумангарина, в настоящее время по такой схеме, при участии Продкорпорации, заключены 4 экспортных контракта с импортёрами на поставку сельскохозяйственной продукции от казахстанских фермеров на общую сумму $14,5 млн. И этот опыт планируется масштабировать.
Министерством сельского хозяйства прорабатывается вопрос удешевления транспортных расходов при экспорте зерна на приоритетные рынки. Планируется возмещение расходов по транспортировке зерна на экспорт по таким маршрутам: в Азербайджан, страны Европейского союза, Северной Африки через порты Азовского, Балтийского, Черного морей, в Иран, Афганистан (транзитом через Туркменистан), страны Юго-Восточной Азии транзитом через Китайскую Народную Республику.
«По направлениям экспорта зерна прорабатываются как традиционные рынки казахстанского зерна, и так и новые направления. С компанией Китая COFCO прорабатывается вопрос поставки 200 тыс. тонн пшеницы; с иранской компанией Fawakeh заключен договор по поставке ячменя в объеме 200 тыс. тонн; заключён предварительный контракт на поставку пшеницы в европейские страны через порты Балтийского моря в объёме 400 тыс. тонн; с компанией «Ears International For Trade Co.» (Египет) заключено соглашение по поставке пшеницы в объёме 300 тыс. тонн. На сегодня Китай принимает казахстанскую пшеницу в пределах выделенных квот на импорт независимо от нахождения компании в бондовой зоне. Также Министерством (сельского хозяйства) совместно с заинтересованными государственными органами (МТИ и МНЭ) ведётся работа с уполномоченными органами Российской Федерации для снятия временных ограничений по ввозу и транзиту через Россию казахстанской сельскохозяйственной продукции, в том числе зерновых, бобовых и масличных культур для дальнейшего экспорта на рынки Европы», - сообщил заместитель премьер-министра.
Какая сумма потребуется для субсидирования транспортных расходов, в ответе депутатам Жумангарин не сообщил. По оценкам самих сельхозпроизводителей и отраслевых ассоциаций, стоимость транспортировки по этим направлениям оценивается в среднем от $50 за тонну.
Для правительства сейчас такое решение – по сути, вынужденная мера. До начала 2010-х годов Казахстан поставлял зерно в черноморские порты, однако после отказа от субсидирования транспортных расходов поставки прекратились, поскольку на рыночных условиях, с учётом затрат на транспорт, зерно из Казахстана становится неконкурентоспособным по цене в портах Черного и Балтийского морей. Поиски новых рынков для сбыта зерна для казахстанских поставщиков ограничиваются двумя принципиальными составляющими – дорогой транспортировкой и невозможностью заключения долгосрочных (хотя бы на 3-4 года) договоров о поставках определённых объёмов, так как зона рискованного земледелия, в которой работают казахстанские фермеры, не позволяет делать относительно точные прогнозы на будущий урожай.
Однако и оставить сельхозпроизводителей с избыточным урожаем и невозможностью продать его, правительство также не может. Казахстанские фермеры работают в условиях сильной закредитованности, и реализация урожая для них – единственная возможность выплачивать зарплаты и гасить кредиты, взятые на проведение посевных и уборочных работ, а также лизинг сельхозтехники. С учётом количества населения, проживающего в сельской местности и задействованного в агросекторе, невозможность реализовать полученный урожай может грозить социальным недовольством большой группы населения.
UTC+00