finance.kz

В КАЗАХСТАНЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТ ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

НБРК сформирует перечень после обсуждения с АРРФР

graphic-concept-with-items-arrangement.jpg
Изображение: freepik


В Казахстане на законодательном уровне определят перечень инструментов макропруденциальной политики, которые будут включены в компетенцию НБРК. Конкретный список Нацбанк сформирует с учётом обсуждения с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, опираясь на принципы необходимости и достаточности.


В настоящее время, как утверждается в опубликованном концептуальном документе о макропруденциальной политике, НБ уже осуществляет мониторинг показателей контрциклического буфера капитала, устанавливает значение коэффициента долговой нагрузки заёмщика, а также формирует список системно значимых финансовых организаций. Дополнительно регулятор опубликовал дискуссионный доклад с предложениями по секторальному и положительному нейтральному к циклу контрциклическому буферу капитала. В целях снижения системных рисков НБРК также будет выносить предложения о пересмотре действующих пруденциальных нормативов на рассмотрение Совета по финансовой стабильности.


В Казахстане на законодательном уровне не установлен явный перечень макропруденциальных инструментов, несмотря на то, что на практике такие инструменты уже применяются. Все инструменты банковского регулирования (нормативы достаточности капитала, коэффициенты ликвидности, лимиты рисков и т.д.) рассматриваются как пруденциальные нормативы и закреплены в законодательстве и подзаконном акте, который относится к компетенции АРРФР как органа, уполномоченного устанавливать пруденциальные нормативы, — объяснили в НБРК.


В настоящее время макропруденциальная политика НБРК сосредоточена на системных рисках, связанных с банковским сектором, что обусловлено доминирующей ролью банков в финансовом секторе страны. При этом рынки ценных бумаг и страхования не создают системных рисков для стабильности финансовой системы. В перспективе по мере дальнейшего развития данных рынков при необходимости периметр макропруденциальной политики могут расширить.


На практике причиной возникновения и накопления системных рисков в финансовом секторе может стать целый ряд факторов, зависящих от специфики его развития и происходящих в нём изменений. Сформировать исчёрпывающий перечень потенциальных уязвимостей и угроз невозможно. В связи с этим необходимо признать, что макропруденциальная политика способна снизить системные риски, но не исключить их полностью, — подчеркнули в НБРК.


О необходимости активно использовать макропруденциальные инструменты говорили и аналитики МВФ в свежем обзоре о финансовом и деловом циклах в Казахстане. На основе рекомендаций МВФ и в русле международной практики, в частности, опыта ESRB в качестве операционных ориентиров для макропруденциальной политики НБРК определил следующие промежуточные цели:

 

〶 снижение и предотвращение чрезмерного роста кредитования и левереджа;

〶 снижение и предотвращение чрезмерного несовпадения сроков погашения и рыночной неликвидности;

〶 ограничение структурных рисков, связанных с системно значимыми банками.


Инструменты макропруденциальной политики главным образом представлены пруденциальными инструментами, откалиброванными таким образом, чтобы снижать системные риски. Выбор инструмента зависит от конкретной задачи макропруденциальной политики, а некоторые инструменты могут решать несколько задач. МВФ разделяет инструменты макропруденциальной политики в зависимости от источника системного риска на несколько категорий.


Инструменты макропруденциальной политики в зависимости от источника системного риска: международная практика


Характер системного_page-0001 (2) (1).jpg


Отсутствие формального перечня инструментов макропруденциальной политики и закрепления ответственности по ним за НБРК повышает нопределённость и вероятность промедления в случае необходимости реагирования на системные риски. В рамках проведенной в 2023 году Программы оценки финансового сектора Казахстана (Financial Sector Assessment Program) МВФ также рекомендовал уточнить роль и ответственность НБРК и Агентства в отношении макропруденциальной политики, — заключили в НБРК.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram