finance.kz

ОБЪЕМ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КАЗАХСТАНЕ ПРЕВЫСИЛ ₸3 ТРЛН

Это на 42% больше, нежели годом ранее.

По итогам 2024 года, рынок электронной коммерции в Казахстане составил ₸3,4 трлн. Это на 42% больше, чем в 2023 году. Таким образом, за отчетный период электронная коммерция заняла 15,3% объема розничных продаж.


Всего за год совершено 162,2 млн транзакций, что на 87% больше, нежели в 2023 году. А средний чек снизился на четверть до ₸21,2 тысяч.


«Нисходящий тренд в динамике среднего чека демонстрирует зрелость процесса интеграции электронной коммерции в потребительскую культуру — удельный вес цифровой розницы в совокупном объеме торговли достиг рекордных 15,3% (+2,7 п.п.)», — говорится в отчете по результатам исследования рынка розничной электронной коммерции, подготовленном Strategy&, PwC и Ассоциацией Цифровой Казахстан.


Аналитики утверждают, что рост электронной коммерции в Казахстане в 2024 году обусловлен стремительным развитием цифровой и финансовой инфраструктуры. Значительное влияние на динамику рынка продолжают оказывать универсальные торговые платформы, усиливающие конкуренцию и задающие стандарты сервиса. Дополнительным фактором роста стала гибкая ценовая стратегия — от сезонных акций до персонализированных программ лояльности, стимулирующих повторные покупки.


Отмечается, что маркетплейсы доминируют на рынке электронной коммерции. В 2024 году объем продаж через маркетплейсы вырос до 91% от объема всей розничной электронной торговли (+2 п.п.), а доля транзакций — до 94% от всех электронных покупок.


Причем местные маркетплейсы сохранили лидерство в денежном выражении с долей 65% от общих продаж, демонстрируя рост в 1,4 раза.


«Формат продаж через маркетплейсы сохраняет актуальность для широкого круга продавцов за счет упрощенного выхода на рынок, охвата массовой аудитории и возможности использования встроенных сервисов — логистических, платежных и маркетинговых, включая инструменты рассрочки и быстрых оплат», — говорится в исследовании.


Рост количества транзакций


В 2024 году в Казахстане общее количество онлайн-заказов достигло 162,2 млн. Это на 87% больше, чем в 2023 году. За последние четыре года объем онлайн-покупок вырос более чем в 6 раз.


Поквартальное распределение покупательской активности сохранило привычную структуру — на первое полугодие пришлось порядка 44% годового объема транзакций, при этом наибольшее увеличение зафиксировано во второй половине года. В III и IV кварталах рост составил +9% и +28% соответственно.


«Начиная с III квартала 2024 года, темпы прироста количества транзакций начали опережать рост в денежном выражении. Подобный сдвиг может быть связан с увеличением доли частотных и недорогих покупок, особенно на маркетплейсах, где структура потребления все чаще ориентирована на регулярные заказы с низким порогом входа», — считают аналитики.


Средний чек покупки снизился на 24% по сравнению с 2023 годом. Это самое большое снижение за последние пять лет.


Эксперты полагают, что данный фактор обусловлен сразу несколькими причинами: расширением доли массовых потребителей в структуре онлайн-покупателей, ростом частоты покупок повседневных товаров, влиянием промоакций и программ лояльности, а также увеличением доли недорогих товаров за счет трансграничной торговли.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram