finance.kz

ЧИНОВНИКИ ИЗМЕРЯТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБСИДИЙ В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ

И главная формула - больше государственного участия даёт лучший результат.

Фото: pixabay.com


Министерство промышленности и строительства представило на публичное обсуждение проект Правил определения экономического эффекта от бюджетных субсидий в сфере строительства. Рассказываем, что собираются считать чиновники и как они понимают экономическую эффективность.

 

Так, согласно проекту правил, экономический эффект будут замерять, высчитывая коэффициент эффективности по трём бюджетным субсидиям:

 

  • субсидирование ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам банками второго уровня субъектам частного предпринимательства для целей жилищного строительства;
  • субсидирование части ставки вознаграждения по ипотечным жилищным займам, выданным населению;
  • субсидирование части арендной платы за жилище, арендованное в частном жилищном фонде. 


Для расчётов разработаны специальные формулы. Так, эффективность субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам БВУ бизнесу для жилищного строительства будет рассчитываться по темпу прироста выданных кредитов за год относительно прошлого года. Если темп сохранился на уровне прошлого года или превысил его - значит, эффективность достигнута. Проще говоря, чем больше кредитов бизнесу в сегменте строительства - тем лучше экономический результат и эффективность субсидирования со стороны государства (!).

 

Так опять игнорируются рекомендации по чёткому целевому назначению субсидирования и точечному эффекту мер поддержки, которые не будут вредить экономике. Да, данная мера, по своей сути, направленна на насыщение рынка предложением жилья и как последующий результат – снижение цен. Однако с другой стороны, это практически открытое декларирование и закрепление цели по расширению кредитования строительства за счёт нерыночных ставок за государственный счёт.

 

По такому же принципу планируется рассчитывать эффективность субсидирования части арендной платы за жильё: если есть рост собственно объёма привлеченных субсидий, значит, есть и эффект.

 

Результативность субсидирования части ставки вознаграждения по ипотечным займам, наоборот, предлагается считать по уменьшению: если объём ипотечных займов остался на уровне прошлого года или уменьшился, экономический эффект достигнут. То есть, снижение объёма выданных ипотечных займов, которые, кстати, уже сейчас сосредоточены преимущественно в Отбасы банке и практически исчезли из портфеля банков второго уровня, тоже  почему-то будет считаться эффективностью субсидирования. Почему снижение ипотечного кредитования будет считаться хорошим результатом, в представленном пакете документов не поясняется.

 

Получается, что согласно введённому в документе триггеру-формуле, учитывая постоянный рост рынка ипотечных займов, в том числе не без помощи различного текущего субсидирования, текущее субсидирование ставки неэффективно и его нужно отменять/пересматривать уже сейчас?

 

Кстати, согласно проекту, в случае, если расчеты покажут, что коэффициент эффективности по двум видам субсидий ниже единицы, будет проводиться анализ в отрасли. И в случае, если анализ выявит неблагоприятные условия кредитования, или инфляцию выше предусмотренного прогнозом социально-экономического развития уровня, а также иные объективные обстоятельства, субсидии всё равно будут являться эффективными.

 

Публичное обсуждение проекта продлится до 23 июля.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram