ПОЧЕМУ В КАЗАХСТАНЕ ДОРОЖАЮТ КУРЫ: НА РЫНКЕ ВЫЯВЛЕНЫ СИСТЕМНЫЕ БАРЬЕРЫ
«Входные» условия на рынок производства мяса птицы ограничены действующими нормативами.
Агентство по защите конкуренции опубликовало результаты анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации мяса птицы (мясо кур) в географических границах городов республиканского значения и областей Казахстана. Анализировалось не только состояние рынка, но и причины, по которым в отрасли сохраняется импорт, а цены на продукцию местных производителей растут.
Производство: объёмы растут вместе с ценами
Официально в Казахстане работают 44 компании-производителя в сфере мясного птицеводства. При этом в 2024 году приостановлена деятельность 7 предприятий. Причинами приостановки названы реконструкция предприятия, значительные барьеры на рынке (производственные затраты), влияющие на финансовое положение птицефабрик. Поэтому фактически производством мяса птицы (кур) занимаются 37 субъектов рынка. Наибольшее количество птицефабрик сосредоточено в Алматинской и Акмолинской областях.
Поголовье птиц в стране растёт: в 2023 году численность птицы составляет 56 542 498 голов (в 2022 - 49 682 589 голов), у сельхозпредприятий – 43 637 750, ИП, КХ – 550 227, в хозяйствах населения – 12 354 521. Производство продукции тоже увеличивается, только в 2023 году зафиксирован рост объёмов производства на 11% в сравнении с 2022 годом.
При этом в последние годы наблюдается процесс замещения импорта за счёт повышения производства отечественной продукции птицеводства.
Наибольший объём производства сосредоточен в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Жамбылской, Абайской областях.
Основной объём импорта поступает из США – 80 599,2 тонн, Российской Федерации – 49 998,8 тонн, Украины – 10 765 тонн, Республики Беларусь – 5 166,1 тонн, других стран – 5 935,1 тонн.
Почему цены нестабильны
Динамика цен на мясо птицы нестабильна. В течение 2023 года на охлажденных кур, части тушек в начале и в конце года цены находились на одном уровне - более ₸900 000 за тонну, ₸1 300 000 за тонну. В середине года цены снизились на 8%. На замороженную продукцию при средней цене за тонну более ₸800 000, в начале года в сравнении к концу года цена на части мороженых тушек кур имеет снижение на 17%.
Предприниматели объясняют, из чего формируется цена. Птицефабрики несут затраты на кормовые компоненты (жмых подсолнечный на 8%, масло подсолнечное на 45%, шрот соевый на 3%, шрот подсолнечный на 26%), на ветеринарные препараты, упаковочные материалы, электрическую энергию, оплату труда, инкубационное яйцо, вакцину, на корма, витамины, премиксы и др. Изменение цен на эти компоненты влияет и на стоимость куриного мяса.
Из динамики оптовых цен видно, что к концу 2023 года наблюдается снижение цен на тушки кур на 11%, а цены на части тушек находятся на одном уровне в течении года, снижение наблюдается в период август – октябрь на 9%. Оптовая цена зависит от закупочных цен в зависимости от условий договора.
Как работает господдержка
Птицеводческие предприятия получают несколько видов субсидий: на приобретение племенного поголовья, на удешевление готовой продукции, на инвестиции (при строительстве, расширении производства, а также при приобретении оборудования, техники).
В 2023 году на субсидирование мясного птицеводства было выделено ₸21,7 млрд, в том числе на субсидирование удешевления стоимости производства мяса птицы ₸21,4 млрд и приобретение племенного суточного молодняка ₸336,8 млн. По итогам 2022 года на субсидирование мясного птицеводства было выделено ₸13,9 млрд, в том числе на субсидирование удешевления стоимости производства мяса птицы ₸13,1 млрд и на приобретение племенного суточного молодняка родительской/прародительской формы ₸746,1 млн. В структуре всех субсидий на животноводство в целом на долю птицеводства приходится 15%.
Почему в отрасли сохраняются барьеры
В анализе АЗРК отмечено, что одним из ключевых сдерживающих препятствий для бизнеса является необходимость значительных первоначальных капиталовложений при длительных сроках окупаемости. Производители несут серьёзные затраты на покупку или аренду земельных участков, строительства помещений, самих птицеводческих комплексов, их оснащения оборудованием (преимущественно импортным). Также значительная доля затрат приходится на кормовую базу, производственную базу, закуп птенцов, кормов, витаминов, премиксов для их сбалансированного питания и так далее. Есть затраты при повышении тарифов на горюче-смазочные материалы и электроэнергию.
«Недостаточное наличие финансовых средств приводит к приостановлению деятельности производителя. В связи с невозможностью реализации всего объёма мяса птицы (кур) из-за завышенной цены (высокой себестоимости) в сравнении с импортной продукцией, получить субсидии не представилось возможным. Субсидии выдаются на количество реализованного товара», - отмечено в анализе АЗРК.
Есть и системные проблемы. Это недостаточное производство собственных кормов, нехватка посевных площадей, отсутствие племенной базы. Поголовье птиц импортируется, значительная часть кормовых составляющих также. Соответственно, на их стоимость влияют курсовые колебания, и автоматически входят в цену конечной продукции.
Свою негативную лепту вносит и большое количество импортной продукции по демпинговым ценам из США, России, Белорусии.
В числе препятствий отмечено также отсутствие поддержки со стороны торговых сетей. А оптовые поставщики Абайской, Карагандинской, Костанайской областей и города Астаны сообщили о навязываемых условиях торговых сетей. Основным проблемным вопросом на рынке является сложный вход на полки крупных сетей. Во всех супермаркетах предусматривается ретро-бонус за представление и размещение на полках, по разным видам продукции свои ставки, которые иногда доходят до 10%. Торговые сети навязывают условия договора, где предусмотрены штрафные санкции при расторжении договора. При этом законодательство предусматривает освобождение от административной ответственности розничных реализаторов, в связи с истечением срока давности. По результатам выявленных нарушений превышения торговой надбавки и установления вознаграждений за период 2023 год, уполномоченные органы в сфере регулирования торговой деятельности не могут привлечь к административной ответственности розницу, поскольку срок привлечения предусматривается в течение 2 месяцев с момента совершения правонарушения.
Господдержка производителям предоставляется с нарушением сроков. При этом недополученные субсидии влияют на дальнейшую производственную деятельность предприятий, снижая эффективность и результативность предоставляемой государственной поддержки. Судя по выводам, сделанным в анализе АЗРК, сама система подачи заявок на субсидии работает с замедлением. Так, информация о начале приёма заявок размещается на сайте минсельхоза (не автоматическое уведомление), соответственно, сбор и подача документов начинается по мере осведомлённости производителя. Есть и барьеры при оформлении заявок для выделения субсидий, в частности, требование об электронных копиях документов, подтверждающих факт поступления денег на расчётный счёт (электронная счёт-фактура, платёжное поручение/банковская выписка/чеки контрольно-кассовых аппаратов/ кассово-приходной ордер), значительно замедляют подачу заявки. А функция обязательного подтверждения реализации на сайте ЭСФ продавцом и покупателем и вовсе не ко всем применима, так как многие покупатели являются индивидуальными предпринимателями и сайтом ЭСФ не пользуются, тем самым, подтверждение реализации не предоставляется возможным. А это значит, что производитель не может отразить весь реализованный объём мяса кур, что влияет на получение субсидии.
UTC+00