finance.kz

ЦЕНА БЕНЗИНА: ПОЧЕМУ В КАЗАХСТАНЕ РЕГУЛЯРНО ВОЗНИКАЕТ ДЕФИЦИТ ГСМ

Чиновники уверяют, что проблема в низких, по сравнению с соседними странами, ценах.

Рынок ГСМ в Казахстан регулярно лихорадит. Дефицит так называемого «социального» АИ-92 и дизтоплива, рост цен или вмешательство государства и введение предельного уровня стоимости – хронические проблемы внутреннего рынка страны.

 

Долгое время дефицит объяснялся недостаточным уровнем производства ГСМ внутри страны. С 2006-2007 годов топливный рынок страны стал ощущать сильную зависимость от импорта, ежегодный прирост потребления ГСМ в среднем составлял 6-8%. К 2014 году зависимость страны от импорта составляла 25% внутренней потребности бензина, 15% дизтоплива, 27% авиатоплива.

 

Решением проблемы называлась модернизация трех действующих нефтеперерабатывающих заводов, которая завершилась в 2018 году. Годовой объем переработки нефти на НПЗ увеличился на 20% к домодернизационному периоду. С 2017 года объемы производства бензина в Казахстане выросли с 3 до 5,3 млн тонн (рост на 76%), а дизтоплива – с 4,0 до 5,2 млн тонн в год (рост на 30%).

 

При этом растет и потребление. По официальным данным, за 2023 год потребление бензина в стране выросло на 4%, дизтоплива – на 3%, в сравнении с 2022 годом.

 

По данным министерства энергетики, в 2023 году автобензинов (АИ-92, АИ-95, АИ-98) произведено 5,3 млн тонн при потреблении 5,1 млн тонн, дизельного топлива – 5,2 млн при потреблении 5,6 млн тонн, авиатоплива – 0,6 при потреблении 0,9 млн тонн. По планам на 2024 год, производство автобензинов на казахстанских НПЗ должно составить 5,1 млн тонн, дизтоплива – 5,2 млн тонн, авиатоплива – 0,6 млн тонн. При этом у правительства есть договоренности с соседней Россией по импорту нефтепродуктов. На 2024 год при необходимости Казахстан может импортировать российские нефтепродукты в таком объеме: автобензины – 285 тыс. тонн, дизельное топливо – 450 тыс. тонн, авиакеросин – 300 тыс. тонн.

 

Ценовая ситуация, несмотря на стабильный рост объемов производства, такой же стабильностью похвастать не может. Ежегодно правительство вводит временные ограничения на экспорт нефтепродуктов, устанавливает предельные цены на социальные виды ГСМ либо дифференцирует их по страновой принадлежности водителей (для казахстанских водителей стоимость ниже, чем для иностранных). Так, в настоящее время для граждан с водительским удостоверением и свидетельством о регистрации транспортного средства в Республике Казахстан цены установлены на бензин Аи-92 и Аи-93 – ₸205 за литр, на дизельное топливо – ₸295 за литр. При предъявлении водительского удостоверения, выданного в иностранном государстве на бензин Аи-92 и Аи-93 цена установлена на уровне ₸245 за литр, на дизельное топливо – ₸315 за литр.

 

Официально такие меры и возникающие проблемы объясняют сильным ценовым перекосом и активным вывозом, в том числе «серым», дешевого ГСМ из Казахстана в соседние страны. В министерстве энергетики заявляют, что превышение цен в соседних странах на автобензин АИ-92 составляет от 19 до 170%, на дизтопливо – от 7 до 107%.

 

«Применение государственного регулирования цен приводит к тому, что Казахстан является страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди стран ЕАЭС. Следовательно, создаются высокие риски незаконных перетоков и «серого» экспорта ГСМ в соседние страны», – говорят в ведомстве, настаивая на необходимости выравнивания цен с соседними странами.

 

По данным GlobalPetrolPrices, Казахстан с текущими ценами на топливо находится во второй с конца десятке среди всех стран мира. При средней стоимости бензина $1,34 за литр, в Казахстане цена составляет $0,5.


гсм-мир-баксы.jpg


гсм-дизель-мир.jpg


Самая же низкая стоимость в Иране – $0,3 за литр. А в странах-экспортерах нефти средняя цена составляет $0,7 за литр.

 

гсм-цена-добыча.jpg

 

Проблема казахстанского рынка ГСМ значительно глубже, чем один лишь ценовой перекос. На протяжении многих лет рынок регулируется в ручном режиме, и ценообразование можно назвать рыночным лишь очень условно.

 

Для добывающих предприятий установлены обязательные нормы поставок нефти на НПЗ для внутреннего рынка (объемы таких поставок регулируются для каждого месторождения отдельно), по цене, значительно ниже рыночной стоимости нефти. Есть приоритетные группы потребителей, которым ГСМ поставляется в первую очередь: сельхозпроизводители, теплоснабжающие организации, вооруженные силы, КНБ, Нацгвардия, МЧС, а также социально-значимые объекты. При этом страна наращивает объемы транзитных перевозок, увеличивается также количество автотранспорта внутри страны, и потребление вновь растет опережающими производство темпами. В Плане действий по реализации Концепции развития топливно-энергетического комплекса на 2023-2029 годы предусмотрено усиление требований к НПЗ, в том числе - к мини-заводам. В частности, эти требования будут касаться производства востребованных нефтепродуктов в объеме не менее 45% от общего производства продукции, что потребует их модернизации, и представители этого сектора уже поднимают вопрос о государственной поддержке этой работы.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram