МИРОВОЙ АВТОПРОМ ВЫРОС НА 3,5%
Гибриды и электрокары заняли более 50% рынка в Европе
Изображение: usertrmk/Freepik
Общее количество регистраций новых автомобилей выросло на 5% и достигло 37,4 млн единиц. Азия возглавила мировой рост с увеличением регистраций на 8,8%, составив почти половину мирового рынка. Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA), которая объединяет 16 крупнейших европейских производителей автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов, опубликовала экономический и рыночный отчёт о мировой автопромышленности за первую половину 2025 года. Мировое производство также выросло на 3,5%, при этом 60,1% объёмов пришлось на Азию. Производство Китая выросло на 12,3% (почти до 13 млн единиц). Европа и Северная Америка (особенно во второй половине года) показали скромный рост или сокращение регистраций на фоне экономической неопределённости и тарифов. Отмечается торговый дисбаланс. Экспорт в Китай рухнул на 42,2%, в США — на 13,6%. При этом объём импорта в ЕС вырос, в частности, импорт из Китая подскочил на 36,2% по объёму, что подчёркивает растущее присутствие китайских брендов.
На мировых автомобильных рынках в первой половине 2025 года наблюдались смешанные тенденции. Мировые регистрации выросли на 5%, до 37,4 млн единиц, в основном благодаря скачку в Китае на 12%, что было поддержано стимулами к утилизации и политикой в отношении новых энергетических транспортных средств. Северная Америка зафиксировала скромный рост на 2,5%, хотя сохраняются опасения по поводу ослабления спроса позднее в этом году. Напротив, Европа отставала: общие регистрации упали на 2,4%, а рынок ЕС — на 1,9%.
Мировое производство автомобилей выросло на 3,5%, до 37,7 млн. Азия доминировала с 60,1% от общего объёма производства, в то время как на ЕС приходилось 15,9%. Европейское производство сократилось на 2,6% из-за более жёстких целей по CO2, высоких энергетических затрат и тарифов, в то время как производство Китая взлетело на 12,3% на фоне политической поддержки и роста экспорта. Несмотря на проблемы, автомобили, произведённые в ЕС, сохранили сильный международный спрос: более трети было продано за пределами блока. Великобритания, США и Турция остались ведущими направлениями; с другой стороны, продажи в Китае продолжали падать на фоне местной конкуренции и тенденций в отношении новых энергетических транспортных средств.
Доля автомобилей китайского производства в продажах в ЕС выросла до 6% в первой половине 2025 года, по сравнению с 5% в первой половине 2024 года, что подчёркивает растущее присутствие китайских брендов на автомобильном рынке и их экспорт на европейский рынок. Южная Корея и Япония обе сохранили стабильную долю около 4%, в то время как на Турцию и Марокко приходилось 5% и 4% соответственно. Категория «Прочие», охватывающая меньшие страны-производители, продолжила постепенное снижение, упав с 9% в первой половине 2021 года до 3% в первой половине 2025 года, что указывает на растущую концентрацию продаж автомобилей в ЕС среди более узкой группы ключевых стран-производителей.
К июню 2025 года на аккумуляторные электромобили приходилось 15,6% рынка ЕС, что является увеличением по сравнению с низким базовым уровнем в 12,5% в первой половине 2024 года. Регистрации гибридных электромобилей продолжали расти, занимая 34,8% рынка, оставаясь предпочтительным выбором среди потребителей ЕС. Между тем, совокупная рыночная доля автомобилей на бензине и дизельном топливе упала до 37,8% с 48,2% за тот же период 2024 года.
Торговля
К концу первой половины 2025 года торговля новыми легковыми автомобилями в ЕС продемонстрировала смешанные показатели. В стоимостном выражении и импорт, и экспорт снизились на 3,3% в годовом исчислении, при этом импорт составил €35,2 млрд, а экспорт — €78,2 млрд. В результате торговый профицит ЕС скромно сузился до €43 млрд.
Напротив, объёмы торговли показали расходящуюся тенденцию. Импорт увеличился на 3,5%, достигнув почти 1,7млн единиц, в то время как экспорт сократился на 5,5% до 2,3млн единиц. Это развитие указывает на ослабление внешнего спроса на транспортные средства, произведённые в ЕС, в сочетании с устойчивым притоком импортируемых автомобилей, особенно из Китая и Турции.
Импорт
В первой половине 2025 года Китай оставался ведущим источником импорта новых автомобилей в ЕС, обеспечив 17,6% от общей стоимости, при этом импорт вырос на 3,7% до €6,2 млрд. Япония и Великобритания отставали, занимая соответственно 15,3% и 14,6% рынка, хотя обе зафиксировали снижение на 12,2% и 5,4%. Напротив, Турция показала самый сильный рост: импорт из этой страны подскочил на 27,6% до €5,1 млрд, сделав её четвёртым по величине поставщиком. Южная Корея также зафиксировала двузначный рост (+11,5%), представляя 12,7% рынка импорта ЕС. Вместе эти пять стран составили почти 75% импорта ЕС из третьих стран по стоимости.
С точки зрения объёма, импорт из Китая резко вырос на 36,2%, достигнув 465 000 единиц и составив более четверти общего импорта автомобилей в ЕС из третьих стран. Кроме того, Турция зафиксировала устойчивый рост (+17,9%), укрепив свою позицию второго по величине поставщика по объёму. Южная Корея следовала с увеличением на 10,1%. Напротив, Япония испытала заметное сокращение на 19,2%, в то время как импорт из Марокко также снизился (−7,1%).
Экспорт
В первой половине 2025 года стоимость экспорта автомобилей, произведённых в ЕС, показала значительные изменения по основным направлениям. Экспорт в США упал на 13,6% до €17,3 млрд, в то время как в Великобританию вырос на 8,1% до €18,5 млрд. Турция зафиксировала сильное восстановление, подскочив на 34,5% до €7,8 млрд и обратив вспять прошлогоднее снижение. Напротив, экспорт в Китай рухнул на 42,2% до €5,1 млрд на фоне усиливающейся конкуренции со стороны отечественных производителей и смещения спроса в сторону новых энергетических моделей, в то время как Швейцария зарегистрировала скромное падение на 1,8% до €3,6 млрд. Несмотря на эти различия, Штаты и Великобритания вместе составили более 45% от общей стоимости экспорта ЕС, подчёркивая их неизменную важность.
С точки зрения объёмов, Великобритания оставалась главным направлением с 656 445 единицами, незначительно снизившись на 2,3%, но по-прежнему составляя 28,6% от общего объёма. Турция резко выросла на 15,9% до 354 165 единиц, в то время как экспорт в США снизился на 8,9% до 351 264 единиц. Объёмы в Китай рухнули на 42,8% до 92 468 единиц, что отражает растущую внутреннюю конкуренцию, а Швейцария снизилась на 6,8% до 88 107 единиц.
UTC+00