ВАП: СУБСИДИРОВАНИЕ АПК СТАЛО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Госаудит назвал господдержку АПК неэффективной, минсельхоз не согласился.
Высшая аудиторская палата (ВАП) провела аудит эффективности субсидирования сельхозпроизводителей. За пять лет отрасль получила порядка ₸2 трлн субсидий, однако по её вкладу в экономику это незаметно – в ВВП страны сельское хозяйство занимает неизменно около 5%.
В качестве причин слабого развития отрасли называются одни и те же факторы: низкая производительность, медленные темпы роста орошаемых земель, неэффективное водопользование, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточная материально-техническая оснащенность. Причем именно эти проблемы остаются актуальными постоянно.
Председатель ВАП Алихан Смаилов, докладывая о результатах аудита депутатам мажилиса, обратил внимание на постоянную смену государственных программ развития АПК и такое же регулярное обновление правил субсидирования. Главная проблема в этих обновлениях – отсутствие преемственности между стратегическими документами, и недоведение до логического завершения ранее принятых программ.
При этом с каждым годом размеры господдержки увеличиваются, а на 2025 год правительство заявило о намерение довести финансирование сельского хозяйства по всем видам господдержки до ₸1 трлн. Но встречные обязательства для получателей субсидий в утверждённых правилах практически отсутствуют, и нет даже оценки собственно получателей. Анализ ВАП выявил, что ₸5 млрд субсидий было выплачено более 2,5 тыс. субъектов, которые прекратили свою деятельность до или после получения субсидий. А почти 3 тыс. получателей субсидий на ₸5,4 млрд вообще не являлись субъектами АПК.
«Большинством получателей субсидий такие меры поддержки расценивались как обязанность государства по компенсации затрат аграриев, без ориентира на конечный результат. Выплата субсидий приобрела «социальный» характер», - заявил Смаилов.
Сейчас ВАП рекомендует пересмотреть перечень субсидий, «максимизировав эффект от выделяемых средств, которые направлены на реализацию стратегических документов отрасли». При этом необходимо расширять возможности кредитования субъектов отрасли, страхования и других инструментов поддержки, к примеру, предоставляя гарантии со стороны государственных институтов развития при отсутствии или недостаточности залогового имущества у фермера.
В целом, результаты госаудита показали ₸142 млрд неэффективного планирования и использования бюджетных средств, ₸2 млрд финансовых нарушений, экономические потери и упущенная выгода ₸5 млрд. По итогам проверок в бюджет возмещено и восстановлено почти ₸2 млрд, по 4 фактам материалы переданы в правоохранительные органы, 322 материала направлены для привлечения к административной ответственности.
В министерстве сельского хозяйства столь критическое отношение не разделяют. По данным ведомства, эффективность субсидирования очевидна, что подтверждается реальными показателями. В частности, «получатели субсидий в растениеводстве в 2023 году собрали по 18,5 ц/га, когда в среднем по стране урожайность была на уровне 10 ц/га. В 2024 году - по 25-30 ц/га, что также выше среднереспубликанского показателя».
Отрасль птицеводства за 5 лет повысила обеспеченность по мясу птицы с 55% до 73%, и только за 2022-2023 годы прирост производства составил 16%. В молочном производстве средние надои в современных МТФ достигли 7800 литров в год на 1 фуражную корову, а лидеры доят по 11 тыс. литров, что соответствует всем мировым стандартам. Хотя в 2021 году средний надой в сельхозформированиях составлял 4400 литров в год. Уровень обновления техники в сельском хозяйстве в 2014 году составлял всего 2%, и в год приобреталось 5 тысяч машин, тогда как сейчас данный показатель составил 5,5%, аграрии приобрели 22 тысячи единиц современной техники.
В целом, отметили в министерстве, в 2024 году для повышения эффективности субсидирования принят ряд мер. Из ₸450 млрд субсидий, 50% направлены на фининструменты, в основном на удешевление процентной ставки по кредитам и лизингу. Их конечные получатели – банки второго уровня, фининституты. Внесены изменения, чтобы фермеры получали уже удешевленный кредит под чистые 5%. Эту практику МСХ планирует продолжить в оборотных средствах для переработки, животноводства, а также по «длинным деньгам» на инвестиционные цели.
UTC+00