finance.kzBeta

КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ?

Исследователи установили связь неравенства и этических норм

still-life-illustrating-ethics-concept.jpg

Изображение: freepik


Высокий уровень неравенства может стимулировать людей вести себя нечестно и снисходительно относиться к неэтичному поведению других. Эта связь обусловлена чувством потери контроля над собственной жизнью, когда человек не видит возможностей изменить её к лучшему. В данной статье редактор Econs.online Ирина Рябова вкратце пересказала некоторые тезисы исследования Марьям Кучаки (Северо-Западный университет), Кристофера То (Ратгерский университет) и Дилана Вивада (компания Slack Technologies). Авторы доказали, что неравенство тесно связано с ощущением контроля над собственной жизнью. Более ранние исследования уже выявили связь между этим чувством и оценками неэтичного поведения. Люди, ощущающие недостаток контроля над своей жизнью, более терпимы ко лжи, мошенничеству и воровству: восприятие несправедливости своего социального положения снижает психологические издержки недобросовестного поведения. Кучаки и её соавторы установили причинно-следственную связь между контролем, моралью и неравенством. Научные исследования показывают, что неравенство меняет представления общества о том, что хорошо, а что плохо, а также побуждает людей оправдывать неэтичное поведение, так как они чувствуют, что не могут изменить свою жизнь к лучшему.


Высокое неравенство имеет негативные социально-экономические последствия: исследования подтверждают, что оно вредит экономическому росту, негативно влияет на ожидаемую продолжительность жизни, социальный капитал, межпоколенческую экономическую мобильность и способствует росту насильственных преступлений. Ещё одним негативным последствием высокого неравенства является распространение неэтичного поведения. В условиях высокого неравенства люди не только сами чаще ведут себя нечестно, но и становятся более терпимыми к неэтичным поступкам других. Высокий уровень неравенства снижает социальную мобильность, то есть возможности повышения своего социального положения. Это, в свою очередь, порождает чувство относительной депривации – ощущения нехватки желаемого ресурса (например, денег или социального статуса) по сравнению с определённым стандартом, в качестве которого могут выступать собственные ожидания или социальное сравнение. В обществах с высоким неравенством социальная мобильность, как правило, низкая. Ощущая невозможность улучшить свое благополучие, люди с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.


Два вида неравенства


Исследователи разделяют неравенство на "справедливое" и "несправедливое". Первое касается неравенства результатов (например, доходов), второе – неравенства возможностей (например, привилегии по рождению). Из-за неравенства возможностей люди не получают шанса полностью реализовать свой потенциал. Как правило, люди отрицательно относятся именно к "несправедливому" неравенству, воспринимая "справедливое" неравенство положительно или нейтрально.


Неравенство и контроль


Кучаки и её соавторы объединили и проанализировали три набора данных:


〶 База Standardized World Income Inequality Database, фиксирующая уровень неравенства (индекс Джини) по 196 странам с 1960 года.


〶 База данных Penn World Table об экономическом развитии для 182 стран с 1950 года.


〶 Всемирное исследование ценностей World Values Survey за 1981–2014 гг., в котором более 125 тыс. человек оценивали в том числе, насколько они могут контролировать собственную жизнь и оправданность неэтичных действий (например, уклонение от оплаты проезда в общественном транспорте, получение взятки и мошенничество с налогами).


Оказалось, что те, кто живёт в обществах с более высоким уровнем неравенства, более терпимо относятся к неэтичному поведению и чувствуют, что меньше контролируют собственную жизнь.


Затем исследователи провели эксперименты с участием порядка 800 человек. Им показывали изображения лестниц с 10 ступенями, символизирующими децильные группы в распределении доходов. На каждой ступени размещалось разное количество мешков с деньгами, отражая уровень неравенства в обществе. Участники выбирали лестницу, которая, по их мнению, лучше всего отражает уровень неравенства в их районе. А затем оценивали приемлемость неэтичного поведения (подделка подписи, списывание на экзамене, незаконная загрузка программного обеспечения; а также, насколько они, по их ощущению, могут контролировать свою жизнь и насколько, по их мнению, другие могут контролировать собственное неэтичное поведение. Оказалось, что, опять-таки, те, кто воспринимал уровень неравенства в своём регионе как относительно более высокий, сообщали об относительно более низком контроле над собственной жизнью и демонстрировали более высокую толерантность к неэтичному поведению.


Для подтверждения результатов исследователи провели ещё один эксперимент, пригласив участников "пожить" в ментально выдуманном обществе, чтобы абстрагироваться от привязанности к реальному месту проживания. Одной группе сообщили, что это вымышленное общество характеризуется высокой степенью неравенства, а другой — наоборот, что неравенство на низком уровне. Позже участники также отвечали на вопросы о своём восприятии контроля и этике. Оказалось, что даже в вымышленном обществе с высокой степенью неравенства люди чувствуют себя менее контролирующими свою жизнь и более терпимы к нравственно неприемлемому поведению.


Наконец, авторы провели ещё одно исследование, в котором, помимо оценки неравенства в их регионе, собственного ощущения контроля и отношения к нравственно неприемлемому поведению, они характеризовали наличие возможностей социальной мобильности в их жизни (выражая степень согласия с утверждениями типа «у меня много возможностей продвинуться в обществе»). Исследователи обнаружили, что участники, которые, по их самооценке, живут в регионе с относительно большей степенью неравенства, оценивают свою воспринимаемую социальную мобильность ниже. Это помогает объяснить, почему неравенство снижает чувство контроля, заключают авторы.


Чувство личного контроля над своей жизнью представляет собой представление человека о том, насколько он или она определяет ход своей жизни, и это чувство зависит от возможностей, которые у человека есть изменить свою жизнь к лучшему.


Если человек считает, что общество неравное, но у него есть возможность продвинуться вперёд, то он всё равно чувствует контроль над ситуацией. Но если нельзя продвинуться, теряется чувство контроля, — объясняет Марьям Кучаки.


В целом, результаты помогают ответить на вопрос, почему уровень преступности выше в регионах со значительным экономическим неравенством, и также, например, почему студенты в США чаще обманывают/списывают в штатах с относительно высокой степенью неравнства, — добавляет Кучаки.


Масштаб неравенства


Доходы и неравенство владения богатством в настоящее время довольно высоки, как показывают данные мировой базы данных о неравенстве: по состоянию на 2022 год, самые богатые 10% населения мира получают 52% глобального дохода и владеют 76% глобального богатства, в то время как на самые бедные 50% населения приходится только 8,5% глобального дохода и всего лишь 2% глобальных активов. За последние несколько десятилетий международное неравенство сократилось: разрыв между средним доходом 10% самых богатых стран и средним доходом 50% самых бедных стран сократился с 53 раз в 1980 году до 38 раз в 2020 году. В то же время неравенство внутри стран увеличилось: разрыв между средним доходом 10% самых богатых и 50% самых бедных в одном государстве в среднем почти удвоился, с 8,5 раз до 15 раз.


Контроль и этика


Способность контролировать свою жизнь и восприятие этических норм тесно связаны. Согласно теории атрибуции психолога Фрица Хайдера, действия человека могут объясняться внутренними причинами (личные качества, характер и т. д.) и внешним контекстом (ситуация, в которой находится человек). Неэтичное поведение считается менее приемлемым, если оно вызвано свободной волей самого человека, а не внешними причинами.


Однако относительный акцент на внутренние и внешние причины поведения других людей также меняется, включая от восприятия собственных экономических ресурсов. Например, люди, которые воспринимают свой социоэкономический статус как низкий, склонны приписывать свои социальные и личные результаты внешним причинам. В то время как люди с более высоким субъективным социоэкономическим статусом склонны связывать своё положение с внутренними характеристиками. И эта связь объясняется чувством личного контроля.


Чувство контроля над собственной жизнью влияет на то, как мы судим о поступках других людей. Оценивая чьё-то поведение, мы руководствуемся не только своими наблюдениями, но и личным опытом. Таким образом, ощущение контроля становится дополнительным фактором при моральной оценке действий других. В результате, люди, не чувствующие контроля над своей жизнью, менее резко реагируют на неэтичное поведение, такое как кража, мошенничество и ложь, делая нечестность более приемлемой. В условиях высокого неравенства люди теряют чувство контроля и чаще ведут себя неэтично.


Выводы


Исследователи резюмируют, что экономическое неравенство может подорвать основы хорошо функционирующего общества осуждение неэтичного поведения. Неравенство меняет общее восприятие этических норм, и чем выше неравенство, тем более терпимы люди становятся к неэтичному поведению. Если неэтичное поведение становится всё более приемлемым и распространённым, люди перестают доверять друг другу и не могут эффективно взаимодействовать в обществе.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram