МАШИНЫ В КАЗАХСТАНЕ ПОДЕШЕВЕЮТ?
Эксперты о прогнозах и тенденциях на автомобильном рынке страны
«Китайцы» - пока без кредита доверия, нашему же населению кредиты выдают, но не так просто и охотно, как раньше, да и в целом, денег у казахстанцев не так много, как хотелось бы», - примерно так можно коротко рассказать о ситуации с покупкой авто в Казахстане. Эксперты отрасли поделились своим мнением о текущих тенденциях и перспективах автомобильного рынка Казахстана. За последние годы отечественный автопром претерпел значительные изменения под воздействием глобальных и локальных факторов. Пандемия, дефицит автомобилей и логистический кризис стали серьёзными испытаниями для рынка. Однако, несмотря на эти трудности, он демонстрирует устойчивый рост.
«Китайцы» пока занимают малую долю рынка
По словам Артура Мискаряна, генерального директора Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Казахстана, несмотря на пандемию и логистические проблемы, рынок автомобилей продолжает демонстрировать позитивную динамику.
«Спрос остается устойчивым, покупательская способность сохраняется несмотря на скромные темпы роста доходов», - отметил Мискарян.
В 2022 году рынок остался стабильным благодаря устойчивому спросу среди казахстанских покупателей. Прогнозы на 2024 год также оптимистичны: ожидается рост продаж автомобилей на 10%, при условии сохранения регуляторной стабильности и покупательской способности.
«Раньше в Казахстане было реализовано почти 200 000 автомобилей в год, что является абсолютным рекордом для нашего рынка. В этом году, при сохранении нынешних условий, мы ожидаем дальнейший рост», - добавил Мискарян.
Мискарян также отметил стабилизацию цен на автомобили в конце 2023 года после значительного роста в предыдущие годы.
«Китайские бренды не предлагают чего-то эксклюзивно дешевого, но потребители всё же теряют меньше стоимости при перепродаже таких автомобилей, как Chevrolet, Hyundai, KIA», - уверен эксперт.
Китайские автомобили в Казахстане представлены сравнительно недавно, но их популярность растет благодаря улучшению качества и увеличению числа моделей.
«Сейчас в стране представлено 14 китайских брендов, предлагающих более 50 моделей легковых автомобилей. В 2023 году все китайские бренды в совокупности реализовали чуть более 40 000 автомобилей», - отметил Мискарян.
По данным Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Казахстана, в Казахстане продолжается активное расширение присутствия китайских автомобильных брендов. Рост начался в 2022 году, после прекращения поставок европейских и японских автомобилей с российских заводов. Крупные и региональные автодилеры завершили переформатирование портфеля брендов, адаптируясь к новым условиям поставок.
В Казахстане уже локализовано производство китайских автомобилей двух брендов. В 2015 году стартовала сборка автомобилей JAC, которая затем перешла к технологии CKD (со сваркой и окраской). В марте 2023 года началась локализация автомобилей марки Jetour, выпускаемых крупноузловым методом. Осенью 2022 года началось строительство мультибрендового завода в Алматы, который планируют запустить в 2025 году. Здесь будут производиться автомобили Changan, Chery и Haval.
Несмотря на ужесточившиеся санитарно-эпидемиологические требования и торговые войны с США, китайский автомобильный рынок сохраняет лидерство по количеству реализуемых автомобилей. В 2023 году в Китае было продано 29,6 млн автомобилей, что на 10,8% больше, чем в 2022 году.
Проблемы и перспективы: мнение автоблогера Диаса Валихана
Диас Валихан, анализируя 2023 год, подчёркивает, что Казахстан достиг рекордного уровня продаж автомобилей, приблизившись к отметке в 200 000 единиц. Однако значительную часть этих автомобилей могли перенаправить в соседнюю Россию, столвнувшуюся с санкциями. Поэтому реальная картина может отличаться от данных статистики.
Изменения в программе кредитования и снижение покупательской способности также играют важную роль. По данным эксперта, почти 70% сделок по приобретению автомобилей оформляются в виде кредитов, но новые правила их выдачи, требующие подтверждения доходов, привели к резкому увеличению числа отказов.
Также негативное влияние на авторынок могут оказать проблемы с подтоплениями на северо-западе страны, считает эксперт:
«Нужно восстанавливать имущество, соответственно люди явно не будут покупать машины. Причём мне обязательно нужно жить в тех регионах: у кого-то там родственники, родители живут, соответственно нужно помогать, например, дети, друзья, родственники из Алматы или в Шымкента, могут помогать своим родственникам, и тоже отказываться от покупки автомобиля».
Прогноз на текущий год от эксперта предполагает значительное снижение объемов продаж до уровня около 110 000 единиц. Китайские производители автомобилей снижают цены, что также влияет на рынок Казахстана.
«Цены на автомобили будут снижаться, поскольку дистрибьюторы вынуждены продавать поступающие партии машин по более низким ценам из-за изменения рыночной ситуации. Китайцы пришли на казахстанский рынок и навязали конкуренцию, предлагая больше опций и большие размеры автомобилей за те же деньги», - отметил Диас Валихан.
Кроме того, китайские автомобили привлекают своей ценой покупателей, которые хотят купить новый автомобиль без пробега: «люди не хотят заниматься обслуживанием б/у машин и предпочитают новые автомобили, - объяснил автоблогер.
«Рынок на плато»: мнение Эдуарда Эдокова
Эдуард Эдоков, автоэксперт, также подчёркивает, что 2023 год стал рекордным по продажам автомобилей в Казахстане, достигнув 200 000 единиц. Однако он считает, что рынок достиг своего предела, и в 2024 году не стоит ожидать значительного роста продаж.
Председатель Независимого автомобильного союза также отмечает, что спрос на автомобили в постпандемийный период был удовлетворён, и в 2024 году не следует ожидать экономических предпосылок для увеличения продаж. Он прогнозирует, что продажи новых автомобилей будут стабильными, но менее 200 000 единиц, а объёмы продаж подержанных автомобилей останутся примерно на прежнем уровне.
«Что касается подержанных авто, здесь я бы отметил такой тренд: те самые китайские автомобили, которые серьёзно выходят на казахстанский рынок, и доля из года в год растёт, и вот они, исходя из своих цен, как раз конкурируют с подержанными автомобилями - с теми, которые казахстанцы привыкли покупать».
Эдуард Эдоков также подчёркивает значительное влияние китайских брендов на казахстанский рынок: «Казахстанский потребитель довольно избалованный, и сейчас решение принимается исходя от тенге, по соотношению «цена-качество» у китайцев сейчас цена неплохая, и то, что статистика демонстрирует объём продаж китайских автомобилей говорит о том, что наши граждане присматриваются».
Взгляд на рынок от Бекнура Несипбаева
Бекнур Несипбаев, СЕО «Астана Моторс», предоставляет дополнительный взгляд на текущую ситуацию на рынке. Он подчёркивает, что рынок сейчас находится в стадии замедления роста, но стагнации нет. В 2023 году был установлен рекорд по продажам новых автомобилей и коммерческой техники, достигнув 198 686 единиц.
Несипбаев прогнозирует, что в течение 2024 года позитивная динамика продаж может сохраниться, хотя в целом ожидается снижение продаж по сравнению с 2023 годом. Он также отмечает, что спрос на автомобили казахстанской сборки остается высоким, особенно на бренд Hyundai, который лидирует по продажам.
Несипбаев также упомянул строительство нового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, который будет производить автомобили компаний Chery, Great Wall Motor и Changan, и начнет работу в конце 2024 года. Пилотное производство запланировано на первый квартал 2025 года.
Несипбаев также отмечает, что автомобили нового поколения становятся более сложными технически, что приводит к росту цен. Однако развитие автопрома и локализация производства автокомпонентов должны сделать отечественные автомобили более доступными для потребителей.
«В настоящее время более выгодно покупать новые автомобили. В 2020-2022 годах из-за производственно-логистического кризиса, связанного с пандемией коронавируса, а также санкциями, связанными с началом военных действий на территории Украины (что также повлияло на цепочки поставок автомобилей и автокомпонентов), наблюдался дефицит новых автомобилей в мире, в том числе в Казахстане. В этот период кризиса росли цены на автомобили с пробегом. В настоящее время дефицита новых автомобилей нет, цены на авто с пробегом снижаются в процессе амортизации. Поэтому более выгодно будет обновлять ваш автомобиль по программе trade-in», - пояснил Несипбаев.
Несипбаев уверен, что китайские автомобили станут частью казахстанского автопрома, так как они будут производиться на новых заводах в Казахстане.
«Автомобили китайских брендов станут частью казахстанского автопрома. К примеру, «Астана Моторс» ведет строительство мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan по производству легковых автомобилей компаний Chery, Great Wall Motor и Changan», - отметил Несипбаев.
Прогноз на 2024 год предполагает, что рынок автомобилей Казахстана столкнётся с дальнейшими вызовами, такими как снижение покупательской способности, изменения в программе кредитования и усиление конкуренции со стороны китайских брендов. Эксперты предполагают, что цены на автомобили могут снизиться на 10% и более, в зависимости от спроса и рыночной динамики. Устойчивое развитие казахстанского автопрома и адаптация к новым условиям будут ключевыми факторами в поддержании стабильности рынка.
UTC+00