finance.kz

МЕНЕДЖМЕНТ В РК ОЧЕНЬ ДАЛЁК ОТ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОЭСР — ЭКСПЕРТЫ

Пришло время реформировать систему управления, заявили аналитики
МЕНЕДЖМЕНТ В РК ОЧЕНЬ ДАЛЁК ОТ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОЭСР — ЭКСПЕРТЫ

Изображение Gerd Altmann/Pixabay


На текущий момент корпоративное управление квазигоспредприятиями в Казахстане еще очень далеко от лучших практик стран ОЭСР, пишет аналитик Halyk Finance Мадина Кабжалялова. По её словам такие искажения, как председательство политических госслужащих в совете директоров важнейших коммерческих квазигоспредприятий, медленное разгосударствление экономики и слабая приватизация государственных активов, отсутствие обоснованной политики по участию государства в экономике – противоречат передовому опыту и не даёт фактически улучшить систему корпоративного управления в Казахстане.

 

Руководящие принципы ОЭСР по управлению государственными предприятиями впервые были разработаны в 2005 году. 38 стран-членов ОЭСР и 3 партнёрские экономики адаптировали их для повышения прозрачности и эффективности деятельности госпредприятий. Сейчас используется их последняя редакция от 2015 года, которую планируется обновить в следующем году для того, чтобы отразить вызовы и изменения последних десяти лет.

 

То, что в госуправлении существует ряд серьёзных проблем, признаёт и само государство. В Концепции проекта закона по вопросам развития квазигосударственного сектора, разработанной МНЭ, перечислены следующие системные проблемы:

 

Отсутствие единой государственной политики управления субъектами квазигосударственного сектора, которая должна включать обоснование необходимости той или иной государственной собственности. Это означает, что государство должно быть готово чётко обосновать владение собственностью и почему она не может быть передана в частный сектор. В Концепции упомянуто, что такая политика должна быть создана в соответствии с руководящими принципами ОЭСР.

 

Доминирующее участие государства в экономике, что ограничивает конкуренцию и участие частного сектора. Здесь также указано о необходимости усиления роли антимонопольного органа по выявлению чрезмерного присутствия квазигоспредприятий в конкурентных секторах.

 

Несовершенство корпоративного управления в квазигоссекторе. Прежде всего это касается процесса назначения состава совета директоров, который на данный момент не является прозрачным и структурированным. Концепция указывает, что из СД коммерческих предприятий должны быть выведены политические госслужащие, которые в связи с политическим положением не обладают должной объективностью и независимостью в процессе принятия решений.

 

По нашему мнению, пришло время осуществлять реформы управления квазигосударственным сектором, и использование руководящих принципов ОЭСР в качестве основного ориентира – важный элемент таких реформ. Отказ от председательства политических госслужащих в советах директоров, сокращение их в составе СД, усиление работы по выявлению чрезмерного участия государства в конкурентных секторах экономики, а также обоснование его участия в них должны стать основой единой государственной политики по управлению госпредприятиями, — отмечает в исследовании Мадина Кабжалялова.

 

В прошлом месяце Всемирный Банк выпустил отчёт по укреплению холдинга Байтерек, в котором также были затронуты вопросы корпоративного управления. В частности, ВБ указывает о несоответствии текущих подходов по корпоративному управлению холдинга ни руководящим принципам ОЭСР, ни лучшей мировой практике по управлению подобными холдингами. В отчёте подчёркивается, что сейчас совет директоров довольно политизирован и возглавляется премьер-министром, и только три члена из 10 должны быть политически независимыми. Для того, чтобы обеспечить достаточную независимость управления и изолировать компанию от политического вмешательства, ВБ предлагает детализированные опции. Согласно приоритетным рекомендациям, Совет директоров необходимо сделать полностью политически независимым, а права собственности осуществлять на уровне премьер-министра, который будет определять общее видение и ключевые цели по результатам. Альтернативой такому устройству выступает, возможно, более достижимая опция, согласно которой большинство членов СД будет представлено независимыми директорами. Одновременно с этим ВБ отмечает, что советы директоров дочерних предприятий Байтерека необходимо полностью формировать из независимых директоров и значительно ослабить влияние материнского холдинга на их основные решения. В обоих случаях механизм подотчётности реализуется через комитет Парламента по финансам и бюджету и Высшую аудиторскую палату с периодическими независимыми оценками со стороны АСПиР. В аналитическом центре Halyk Finance считают, что рекомендации, подготовленные ВБ для Байтерека, применимы ко всем госкомпаниям в Казахстане, включая Самрук-Казына.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram