МИНЭНЕРГО НЕ ОЖИДАЕТ ДЕФИЦИТА ГСМ В СТРАНЕ И ИЗУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН ДО УРОВНЯ СОСЕДНИХ СТРАН
Необходимость выравнивания цен чиновники объясняют не грядущим дефицитом, а возможным дисбалансом на рынке.
Фото: pixabay.com
Масштабные паводки, из-за которых в 10 регионах Казахстана были объявлены ЧС местного уровня, не оказали существенного влияния на рынок ГСМ в стране. Однако без потерь для нефтедобывающей отрасли не обошлось: по данным министерства энергетики, в результате паводковой ситуацией в стране в ряде нефтедобывающих предприятиях Актюбинской и Атырауской областях были приостановлены работы 634 скважин, а общие потери добычи нефти составили 16 тыс. тонн.
На сегодня восстановлены работы 141 скважин, все еще приостановлена добыча на 493 скважинах, из них: в Актюбинской области приостановлены 489 скважин (АО «СНПС - Актобемунайгаз» 440 скважин, АО «КМК Мунай» 25 скважин, ТОО «Фирма Ада Ойл» 24 скважины), и в Атырауской области приостановлены 4 скважины (АО «Эмбамунайгаз» 3 скважины, TOO «5A Ойл» 1 скважина).
В ведомстве также заверяют, что АНПЗ работает в режиме нормальной эксплуатации, несмотря на ЧС в данном регионе. По данным министерства, переработка нефти на заводе составляет 15,9 тыс. тонн в сутки или 95%. Вместе с тем, действует оперативный штаб Атырауского НПЗ «в целях организации оперативной работы по противопаводковым мероприятиям и взаимодействию с местными исполнительными органами».
«В случае непредвиденной остановки АНПЗ, накопленные и бесперебойно восполняемые запасы ГСМ по стране составляют порядка: автобензины - 480 тыс. тонн (33 дней); авиатоплива - 107 тыс. тонн (56 дней); дизтоплива - 610 тыс. тонн (39 дней); В том числе, в Атырауской области запасы наиболее востребованного спецтехникой дизтоплива составляют 48 тыс. тонн (43 дня), также есть запасы автобензина и авиатоплива. В конце апреля начнется запуск Шымкентского НПЗ после планового ремонта. Таким образом, имеющиеся в стране и бесперебойно восполняемые запасы ГСМ являются достаточными», – подчеркивают в министерстве.
Что касается цен, то на бензин Аи-92 и дизтопливо они остаются на прежнем уровне по всей территории страны, в первую очередь, в регионах, пострадавших от паводков.
Запасы дизтоплива для спецтехники в пострадавших от паводков регионах достаточны и восполняются круглосуточно и бесперебойно, в том числе в Атырауской области - 48 тыс. тонн (потребность на 43 дня); ЗКО – 16 тыс. тонн (40 дней); СКО – 51 тыс. тонн (83 дня); ВКО – 20 тыс. тонн (26 дней); Костанайской области - 47 тыс. тонн (41 день). Также данные регионы обеспечены автобензинами (5-38 дней) и авиатопливом (5-7 дней), которые также восполняются бесперебойно.
Минэнерго создана специализированная Республиканская служба по ГСМ. В приоритетном порядке обеспечиваются подразделения министерств обороны и чрезвычайных ситуаций, акиматов, задействованных при ликвидации ЧС в любом регионе и круглосуточно. Республиканской службой ГСМ предусмотрены и непрерывно восполняются запасы во всех 20 регионах страны: автобензины - 4,3 тыс. тонн; авиатоплива - 50,2 тыс. тонн; дизтоплива - 8 тыс. тонн. Задействованы или находятся в оперативной готовности 111 автоцистерн для доставки ГСМ в течение 1 - 18 часов в зависимости от указанной зоны ЧС (при необходимости количество автоцистерн будет увеличено). Также Министерством по линии Единого оператора по поставке ГСМ (ТОО «КазМунайГаз-Аэро / КМГА») дополнительно выделены 371 тыс. литров дизтоплива и 24 тыс. литров автобензина АИ-92 акиматам Атырауской области и города Атырау, работающих в режиме ЧС. При необходимости будут выделены дополнительные объемы ГСМ и автоцистерны в любом регионе страны.
Кроме того, КМГА начинаются проекты по строительству баз хранения нефтепродуктов и топливозаправочных комплексов в аэропортах Астаны и Актобе для завершения в 2026 году, что позволит увеличить емкости хранения до 70 тыс. м3 автобензинов, авиационного и дизельного топлива.
Вместе с тем, в министерстве отмечают, что в соседних странах ЕАЭС и Узбекистане превышение цен на автобензин АИ-92 составляет от 19 до 170%, на дизтопливо – от 7 до 107%.
«Применение государственного регулирования цен приводит к тому, что Казахстан является страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди стран ЕАЭС. Следовательно, создаются высокие риски незаконных перетоков и «серого» экспорта ГСМ в соседние страны. (…) В целях сохранения топливного баланса на внутреннем рынке необходимо поэтапное выравнивание цен с соседними странами. В настоящее время экспертами, гражданами, компаниями, госорганами обсуждаются предложения по выравниванию цен», – отмечают в минэнерго.
UTC+00