НОВШЕСТВА ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: ПАРЛАМЕНТ ОБНОВЛЯЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В кодексе о недрах закрепляются механизмы усиления прозрачности этой сферы.
Мажилис приступил к работе над поправками в кодекс «О недрах и недропользовании». Изменения разработаны по поручению президента в рамках продолжения реформы сферы недропользования в части прозрачности доступа к недрам, ужесточению правовых последствий за нарушение механизмов прозрачности и цифровизации.
Поправками, в частности, законодательно закрепляется понятие информационной системы «Единая платформа недропользования», введённой в 2024 году. Через данную платформу оцифрованы практически все бизнес-процессы в сфере разведки и добычи в сфере твёрдых полезных ископаемых (ТПИ) и общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ). На сегодняшний день посредством платформы оказываются 22 государственные услуги.
Законодательно закрепляется механизм подачи заявок на разведку ТПИ. В настоящее время доступ к недрам предоставляется по принципу «первой заявки» с использованием двухэтапного подбора блоков через Программу управления государственным фондом недр. Законопроектом исключается такая двухэтапность и предусматривается подача заявок и доступность блоков напрямую через Единую платформу. В платформе закреплена интерактивная карта, в которой отображены доступные для разведки территории и территории, где выдача блоков под разведку не допускается: населённые пункту, нацпарки, заповедники, земли обороны и так далее.
Кроме того, через Единую платформу также будет осуществляться оборот блоков после прекращения прав на них от предыдущего недропользователя и проведения ликвидации. Если в течение 10 дней после открытия заявки совпадут, то между заявителями будет проводиться электронный аукцион. Также применение аукциона продлевается на территории с оставшимися на государственном учёте свободными старыми промышленными запасами, расширяется на все случаи прекращения государством старых контрактов на разведку и добычу, а также прекращения лицензий, ранее выданных в рамках преобразования контракта в лицензию, в рамках приоритетных прав субъектам промышленно-инновационной деятельности и нацкомпаниям.
Сам механизм проведения аукциона также изменяется. Так, уплата подписных бонусов победителями будет осуществляться до выдачи лицензии на недра, а отказавшемуся уплачивать бонус победителю и его бенефициарам будет запрещено предоставлять недра в следующие пять лет и разрешать приобретать права на недра у третьих лиц.
Также поправками закрепляется усиление прозрачности информации о недрах. В частности, выдаваемые лицензии будут размещаться на Единой платформе, а их условия и порядок выдачи будут строго соответствовать принципам прозрачности и конкуренции, не допуская привилегий под угрозой признания недействительности.
Законопроектом предусматривается усиление контроля за реализацией промышленно-инновационных проектов в сфере ТПИ, не допуская их разделение с участком недр. По новым проектам в целях недопущения возникновения неработающих проектов вводится более высокое инвестиционное требование, финансы на которые должны быть подтверждены соответствующими документами. Лицензии по недропользованию по данным проектам дополняются строгими условиями, стимулирующими внутренний рынок переработки, и будут выдаваться по согласованию президента приоритетно по территориям, выставляемым на аукцион.
UTC+00



