НЕОБХОДИМО УЖЕСТОЧИТЬ БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВИЛА — СЕНАТОРЫ
Депутаты Сената сформировали 136 бюджетных предложений.
В ходе обсуждения законопроекта «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы» депутаты внесли 136 предложений по внесению дополнений и изменений, об этом на заседании Сената сообщил депутат Султанбек Макежанов.
По его словам, все предложения и дополнения депутаты собрали в сравнительную таблицу, которую направят депутатам Мажилиса.
Султанбек Макежанов объяснил, что прогноз базовых макропоказателей перестал быть прочным фундаментом планирования бюджета и вызывает определенные вопросы.
«Только в течение 4 месяцев текущего года оценка роста ВВП была пересмотрена трижды. Поэтому прогноз по нему на 2025 год в размере 5,6% вызывает сомнение, а также по мнению международных экспертов считается завышенным. Это подтверждается и слабым ростом промышленного производства на 2,6% за 10 месяцев текущего года и снижением добычи нефти, которые являются основными резервами для вклада в рост ВВП», — заявил депутат.
Он добавил, что рост ВВП поддерживается за счет увеличения государственных расходов, а также поддержки сельского хозяйства и строительства. Однако горнодобывающая и обрабатывающая отрасли показывают менее внушительные темпы роста.
«Также интенсивное фискальное насыщение экономики становится явным проинфляционным фактором, негативно влияющим на снижение инфляции, которая демонстрирует растущие показатели. И, по всей вероятности, коридор инфляции на 2025 год в размере от 5,5-7,5%, как и ранее, останется лозунгом», — добавил депутат.
Трансферты из нацфонда
По словам Султанбека Макежанова, практика финансирования проектов за счет изъятия средств из Национального фонда продолжается на фоне слабой собираемости налогов. В 2024 году общий объем трансфертов из нацфонда составил ₸5,6 трлн, в 2025 году этот показатель снизится до ₸5,2 трлн. Это превышает сумму поступлений в Национальный фонд примерно на ₸500 млрд. Ожидается, что в 2025 году общий объем поступлений составит ₸4,8 трлн.
«Отсутствие строгих нормативных критериев по ограничению изъятий целевых трансфертов из нацфонда позволяет увеличивать их использование. В 2024 году размер целевых трансфертов составил ₸3,6 трлн, а в 2025 году запланировано ₸3,2 трлн. Как пример своевольного использования целевого трансферта нацфонда является финансирование субвенций в 2025 году в сумме ₸1,6 трлн», — отметил депутат.
Он добавил, что такая неопределенность по целевым трансфертам вызывает критику агентства Fitch Ratings. Эксперты заявляют, что такой характер трансфертов из нацфонда негативно влияет на макроэкономические прогнозы и на общестрановой рейтинг. Это может плохо сказаться на инвестиционной привлекательности Казахстана.
В качестве подтверждения своих слов Султанбек Макежанов отметил снижение валового притока прямых иностранных инвестиций.
«Таким образом, считаем необходимым ужесточить бюджетные правила, предусмотрев выделение трансфертов из нацфонда только в периоды экономического спада. И необходимо ограничить использование этих средств установив ковенанты в конкретном процентном соотношении от всех расходов республиканского бюджета с привязкой к контрциклической бюджетной политике», — заявил Султанбек Макежанов.
Доходы бюджета
Ожидается, что налоговые поступления в 2025 году достигнут ₸15,1 трлн. Это на ₸3 трлн больше, чем в 2024 году.
«Но, по итогам 9 месяцев текущего года, планы по КПН выполнены на 82 %, а по НДС — на 70 %. При этом на будущий год по ним планируется прирост более чем на ₸2 трлн», — отмечает депутат.
Однако основные причины сокращения бюджетных поступлений текущего года такие, как замедление мировой экономики, снижение цен на экспортные товары и снижение объема добычи нефти, по мнению экспертов, могут иметь место и в 2025 году. К тому же обрабатывающая промышленность, которая должна генерировать новые источники пополнения бюджета, растет скромными темпами.
Государственный долг
По словам Султанбека Макежанова, государственный долг Казахстана находится на безопасном уровне. Однако вызывает опасение его обслуживание. В бюджете на 2025 год на это предусмотрено ₸2,5 трлн. Это близко к критической отметке. Обслуживание госдолга не должно превышать 10% от расходов республиканского бюджета, но в 2025 году этот показатель составит 9,7%, а в 2026 и 2027 годах — по 9,9%.
Также наблюдается рост расходов на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию.
К примеру, неправительственные займы на реализацию проектов строительства и реконструкции автодорог не учитываются в объеме госдолга, но фактически обязательства перед кредиторами погашаются государством в полном объеме. У АО НК «Казавтожол» имеется потребность в финансировании ₸585,4 млрд, которые не предусмотрены в проекте республиканского бюджета на 2025-2027 годы. Но у «Казавтожола» уже есть обязательства по договорам займов на этот же период на ₸180 млрд ежегодно.
UTC+00