finance.kz

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПОТЕРЯЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ВАП проверил результаты налоговых проверок и сделал неутешительные выводы.

Высшая аудиторская палата (ВАП) завершила государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования. Для фискальных служб выводы аудита оказались как минимум неприятными.

 

По оценке аудита, рост числа налоговых проверок и сумм доначислений в количественном выражении не прибавил им эффективности. Так, 70% доначислений приходится на комплексные проверки. Однако проверки на основе системы управления рисками (СУР) оказались существенно менее результативными, чем внеплановые проверки по решению КГД и в рамках уголовных дел.

 

При проверке более 900 предприятий, отобранных СУР, доначислено всего ₸46 млрд. Автоматизация отбора тоже недостаточно эффективная: из плана на первое полугодие 2024 года вручную исключен 61% налогоплательщиков, из плана на второе полугодие – 97%.

 

По таможенным проверкам также отмечено снижение эффективности. 70% начислений пришлось всего на одного участника внешнеэкономической деятельности. Проверки на основе СУР также заметно уступают внеплановым.

 

Как следует из аудиторского заключения, таможенное администрирование не в полной мере учитывает требования техрегламентов при ввозе товаров. Так, в 2024 году 6 крупных импортёров одежды из Турции ввезли товар на $145 млн, приложив 150 сертификатов стран ЕАЭС, 104 из которых не значатся в официальных реестрах. Это указывает на имеющиеся риски ввоза поддельных товаров и создаёт угрозу здоровью населения.

 

Работа по мониторингу 354 крупных налогоплательщиков показывает эффективность только в отношении недропользователей – 105 компаний. По остальным ситуация требует внимания. Так, за отчётный период лишь 33 компаниям было направлено 35 извещений и требований. Результативными оказались всего 6, по которым поступило ₸643 млн – это 0,01% от всего объёма налоговых поступлений 249 крупных налогоплательщиков. Таким образом, работа по мониторингу требует систематизации.

 

Что касается НДС, в 2024 году его несвоевременный возврат составил ₸420 млрд, что несёт риски предъявления пени почти на ₸5 млрд. Также выявлен необоснованный возврат НДС на ₸375 млн.

 

Аудиторы отметили, что Казахстан уступает по количеству маркируемых товаров другим странам ЕАЭС. В республике по-прежнему нет утверждённой методики, которая бы показывала, какие товары нужно маркировать в первую очередь.

 

Например, 5 лет назад была введена маркировка табачных изделий, однако нелегальную продукцию продолжают ввозить в Казахстан. В 2024 году изъято свыше 16 млн пачек контрабандных табачных изделий – в 4,5 раза больше, чем 3 года назад.

 

По обуви наблюдается неоднозначная ситуация: её импорт за 4 года снижается, но в 13 раз вырос импорт заготовок для обуви. Их массово завозят компании, которые не являются производителями обуви, реализуя впоследствии физлицам. Значительное ежегодное увеличение импорта заготовок для обуви при отсутствии соответствующего объёма их производства свидетельствует о возможном ввозе обуви под видом заготовок с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин.

 

По оценке госаудита, КГД недостаточно использует данные системы маркировки. В настоящее время отсутствие на упаковках кодов Data Matrix позволяет выявлять контрабанду табачных изделий. Однако, несмотря на это, в 2024 году на специальное мобильное приложение поступило 246 обращений по случаям контрабанды табачной продукции, но ни одно из них не было отработано. То есть, потенциал маркировки остаётся нераскрытым.

 

При этом министерство финансов в 2024 году отчиталось о положительных результатах: за счёт снижения плана доля налогов в ВВП была уменьшена с 20,2% до 17,2%, что позволило отчитаться о выполнении плана. Для сравнения: в 2023 году показатель был 19,6%.

 

Всего же по итогам аудита установлено: финансовых нарушений на ₸747 млн, потерь бюджета по доходной части - свыше ₸2 млрд.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram