finance.kz

НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС. ВТОРОЙ ЭТАП

На обсуждение общественности представлен сырой документ без чётких обоснований.

Три недели назад на публичное обсуждение был представлен первый проект нового Налогового кодекса. Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарёв специально для THE TENGE изучил и проект, и комментарии граждан к нему.


На обсуждение общества представлен достаточно сырой документ, без сравнительных таблиц и пояснительных записок, с ошибками и ссылками на несуществующие статьи и пункты. Гражданам предоставили время до 15 июля изучить проект и оставить свои комментарии.


Всего проект нового кодекса к вечеру 16 июля посмотрели 39 047 человек. Они оставили 2947 комментариев, 574 дизлайка и один лайк. И по комментариям сразу видно, кто в стране может объединиться — нотариусы, которые хотят пересмотреть повышение налогов на свои услуги, а лучше и понизить до 5%.


Министерство на комментарии отвечает выборочно, но массово. Плохие ссылки обещают исправить. Про розничный налог обещают, что «вопрос будет дополнительно проработан». На остальные — уверяют, что слушают критику.


Что будет в новом кодексе


25% – ставка КПН для банковского сектора и игорного бизнеса; 20% – общеустановленная ставка; 10% – для социальной сферы (образование и здравоохранение) и финансового лизинга; 3% – сельхозтоваропроизводителям и для обрабатывающей промышленности в зависимости от уровня передела.


Повышение ставки налогов на объекты имущества совокупной стоимостью ₸450 млн, на легковые авто – таможенной стоимостью выше ₸75 млн.


Три специальных налоговых режима — для ИП: предел по доходу – 340 МРП в месяц (₸1,25 млн), ставка – 4% от оборота, для малого и среднего бизнеса: предел по доходу – 135,4 тыс. МРП в год (₸500 млн), число работников – до 50 человек, ставка – от 2% до 8% и фермерские хозяйства: сохраняются льготы, налог платится в виде ИПН с упразднением единого земельного налога.


Чего не будет в новом кодексе


Прогрессивной шкалы ИПН — от неё решено отказаться, так как она повлечет за собой уход в тень крупных налогоплательщиков. Судя по данным о заработных платах, именно они формируют самый большой пул налогов — более ₸3 млн в месяц получает в Казахстане 26,8 тысяч человек, при этом они генерируют ₸157,9 млрд налогов. А зарплаты до ₸50 тысяч (привет, самозанятые) были в прошлом году у почти 2 млн казахстанцев, но в бюджет они принесли лишь ₸7,2 млрд налогов.


Не будет справедливого налогообложения в сфере транспорта — в стоимость топлива не перенесут транспортный налог. В этой сфере ничего не поменяется.


Что с ценными бумагами?


Обещают сальдирование и зачёт убытков, но на какие конкретно акции — не очень понятно, так как ссылки на эту статью отсутствуют в проекте кодекса, а веры на слово больше нет — нормы сальдирования обещали ввести два года назад, год назад, но до сих пор частные инвесторы Казахстана вынуждены платить налог на прибыль с убытка!


Борьба с МФЦА


Попытка или даже обещание изменить Конституционный закон, регулирующий деятельность МФЦА, даст понять инвесторам, что фискальная политика Казахстана непредсказуема и вызовет у них недоверие к госаппарату. Но именно это и предлагали разработчики! Чтобы отменить налоговые льготы в МФЦА, нужно поменять конституционный закон. А инвесторам важна предсказуемость и прозрачность налоговой политики, им нужно четко говорить, какие налоги будут и как они будут их платить. Об этом не раз говорил президент, но чиновники не приняли это во внимание. Сначала пообещали льготы до 2066 года, но потом решили всё отменить в 2024 году. Такие инициативы МНЭ неразумны и подрывают веру в то, что текущий состав министерства может вообще написать новый Налоговый кодекс сбалансированным. Представители ведомства либо не понимают, как работает в стране фондовый рынок, либо намеренно занимаются вредительством.


Общие впечатления


Создается ощущение, что новый Налоговый кодекс не настолько и новый. А основные изменения направлены на повышение налогов, хотя и подаются через призму упрощения и понижения. Сырые недоделанные статьи. Очень сложный и непонятный язык. Отсутствие сравнительных таблиц и пояснительных записок. Документ явно готовился в спешке, хотя для разработки было достаточно много времени. Хорошо, что специалисты министерства пытаются объяснять и пояснять статьи, но с таким подходом при сильном парламенте кодекс может очень радикально измениться после его внесения на рассмотрение депутатов.


*Мнение авторов отражает личную точку зрения самих авторов, и не является отражением мнения редакции

UTC+00

Интересно сейчас

telegram