НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: КОНТУРЫ БУДУЩЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДСТАВИЛИ ОФИЦИАЛЬНО
В 2025 году введут дифференцированные налоговые ставки и прогрессивное налогообложение.
Фото: pixabay.com
Министерство национальной экономики представило на публичное обсуждение консультативный документ регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса. По сути, это первый официальный документ, представленный широкой общественности, и обозначающий направления, в которых правительство намерено изменить налоговую политику. До этого дискуссии велись лишь в рабочих группах, обществу же сообщалось, что обсуждаются разные варианты тех или иных положений кодекса, однако итоговые решения не озвучивались ни разу.
Что изменится
Ставки налогов будут дифференцированы в зависимости от сектора экономики. К примеру, такой подход предлагается ввести по НДС - в части предусмотрения права отнесения в зачет дополнительных сумм НДС для сельхозпроизводителей, занимающихся переработкой продукции. Также дифференцировать планируется ставки КПН: 25% - для банковского сектора, 20% - общеустановленная ставка, 10% - для сельхозтоваропроизводителей, финансового лизинга, социальной сферы. При этом предусмотрено внедрение механизма снижения или освобождения от КПН с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки.
Пересматривается действующий режим применения единого земельного налога. Предлагается ввести специальный налоговый режим (СНР) для крестьянских и фермерских хозяйств – единый земельный налог с условиями, предусмотренными действующим Налоговым кодексом. Дополнительно с целью эффективного использования земель предлагается введение минимального налога в размере не ниже 500 тенге на гектар. Также СНР сохранится для производителей сельхозтоваропроизводителей – с условиями, предусмотренными действующим Налоговым кодексом.
Обозначено «движение навстречу» прогрессивной шкале ИПН - появится так называемый налог на роскошь. В частности, предлагается повышение ставок в случае превышения совокупной стоимости всех объектов физического лица предела 130 тыс. МРП. Кроме того, в документе отмечено, что «ограниченный круг лиц имеет в собственности яхты и частные самолеты». К примеру, физические лица имеют 490 яхт. Максимальная сумма налога на яхты – порядка 190 тыс. тенге (55 МРП). Предлагается кратно увеличить ставки. Возможно применение длины яхт для определения ставки налога как в Европейских странах (более 5 метров относятся к роскоши).
Также в целях справедливого налогообложения предлагается более дорогие виды алкогольной продукции и сигары облагать акцизами. Например, в стране зафиксирован ввоз крепких ликероводочных изделий - виски «MACALLAN 50YO» на сумму 5 995 968 тенге за 0,70 литр (сумма акциза – 714 тенге), коньяк «Cognac Remy Martin Louis XIII» на сумму 4 225 131 тенге за 3 литра (сумма акциза – 300 тенге), вино «Сhateau Petrus» на сумму 888 929 тенге за 0,75 литр (сумма акциза - 26 тенге). Также, завезены сигары «Cohiba» на сумму 143 100 тенге за 15 штук, сигары «Don Antonio Churchills» на сумму 120 000 тенге за 40 штук.
Налоговые льготы и цифровой контроль
Общий объем налоговых льгот планируется сократить минимум на 20%. В первую очередь, будут исключены неэффективные налоговые льготы (какие именно - не уточняется), также часть льгот будут ограничены во времени (срочные льготы), а определенной части льгот наоборот придадут постоянный характер. К примеру, предлагается освобождение иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на первые 3 года реализации новых проектов обрабатывающей промышленности.
Что касается налогового администрирования, то предусмотрена его полная цифровизация и сокращение форм налоговой отчетности на 30%. Сокращение произойдет в первую очередь за счет исключения дублирующих приложений к ФНО, отмены налоговой отчетности для субъектов малого бизнеса, не имеющих наемных работников (обязательства будут ограничиваться только уплатой налогов через различные платформы: мобильные приложения ОГД, мобильные приложения банков, портал egov, портал КГД МФ РК kgd.gov.kz и другие).
Также предусмотрено уменьшение минимум на 20% общего количества видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Из 43 других обязательных платежей в бюджет, предлагается сократить платежи, по которым незначительные поступления в бюджет. К примеру, предлагается объединить 3 платы (за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром) в одну плату за использование природных ресурсов (с тремя объектами обложения и единым КБК). В результате количество ставок по платам сократится на 77 ставок или на 21% от общего количества ставок плат.
Какие результаты ждет правительство
Консультативный документ предполагает анализ воздействия на разные сферы. Так, в ожиданиях правительства - улучшение условий для работы и, соответственно, развития бизнеса, в первую очередь, малого и среднего, после перехода на сервисную модель взаимодействия государства с предпринимателями. Плюсом влияния на экономическую систему обозначено решение вопроса «справедливого налогообложения и повышения доходов бюджета за счет других налогов на физических лиц, не затрагивая чувствительную зону обложения доходов и снижается риск негативного социального отклика». А вот на социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) новый налоговый кодекс, судя по представленному анализу, не окажет никакого влияния - в документе указано, что и плюсы, и минусы попросту отсутствуют.
UTC+00