finance.kz

THE ECONOMIST: КИТАЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ НАВОДЯТ УЖАС НА ЗАПАД

Но The Economist считает, что не нужно бояться Китая
THE ECONOMIST: КИТАЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ НАВОДЯТ УЖАС НА ЗАПАД

Создаст ли Китай угрозу новой волны деиндустриализации на западе? В 1997–2011 годах около 1 млн американских рабочих потеряли работу на фоне интеграции Китая в мировую торговую систему, поставляя крайне дешевую продукцию заграницу. Этот «китайский шок» с тех пор обвиняют во всем — от роста смертности среди американского рабочего класса до избрания Дональда Трампа. Сейчас китайские автопроизводители переживают ошеломляющий рост. Это порождает опасения о новом разрушительном шоке для западных автопроизводителей. На самом деле, успехи китайских автомобилей следует праздновать, а не бояться.

 

Всего пять лет назад Китай поставлял лишь в четверть больше автомобилей, чем Япония, которая в то время была крупнейшим экспортером. На прошлой неделе китайская промышленность заявила, что в 2023 году экспортировала более 5 млн автомобилей, что превышает общий показатель Японии. Крупнейший китайский автопроизводитель BYD продал 0,5 млн электромобилей в четвертом квартале, оставив Tesla далеко позади. Китайские электромобили настолько красивы, комфортны и, что самое важное, дешевы, что ограничением их экспорта сегодня является нехватка судов для их перевозки. По мере того, как мир декарбонизируется, спрос будет расти и дальше на электромобили. К 2030 году Китай может удвоить свою долю на мировом рынке, доведя ее до трети, положив конец доминированию главных автопроизводителей Запада, особенно в Европе.

 

У политиков богатых стран возникнет искушение оградить своих автопроизводителей от натиска поддерживаемой государством конкуренции. В октябре Европейская комиссия начала расследование в отношении китайских автомобилей. Говорят, что президент Джо Байден рассматривает возможность повышения тарифов на китайские автомобили, хотя американские автопроизводители, защищенные 27,5% сбором, в настоящее время сталкиваются с небольшой конкуренцией со стороны Китая. Однако блокирование китайских автомобилей было бы ошибкой. Потенциальная выгода для Запада от готовых поставок дешевых экологически чистых автомобилей просто огромна – и затмевает стоимость разрушения и опасности, которые он несет.

 

Одна из причин заключается в том, что рынок автомобилей изменится, независимо от Китая. В 2022 году 16–18% новых автомобилей, проданных по всему миру, были электрическими. В 2035 году ЕС запретит продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Хотя компании сохраняют своих работников, переходя на производство электромобилей, этот процесс менее трудоемкий.

 

Далее рассмотрим выгоды от свободной торговли. Транспортные средства являются крупнейшими по стоимости покупками, на их долю приходится около 7% американского потребления. Более дешевые автомобили означают, что больше денег можно потратить на другие вещи, в то время как реальная заработная плата снижается из-за инфляции. А китайские автомобили не только дешевы, они более высокого качества, особенно в отношении высокотехнологичных функций электромобилей, которые стали возможны благодаря подключению к Интернету. Существование автомобилестроительной промышленности также не определяет экономический рост страны. Дания имеет один из самых высоких уровней жизни в мире, но у них нет ни одного автопроизводителя.

 

Политики во всем мире осознают, насколько трудной задачей является просить потребителей стать экологичными, поскольку нарастает негативная реакция на дорогостоящую политику сокращения выбросов. Электромобили в настоящее время также дороже, чем автомобили, потребляющие бензин даже если их эксплуатационные расходы ниже. Внедрение китайских автомобилей по более низким ценам может облегчить переход к нулевым выбросам. Самый дешевый электромобиль, продаваемый компанией BYD в Китае, стоит около $12 000 по сравнению с $39 000 за самую дешевую Tesla в США.

 

Поэтому политикам следует обуздать свои протекционистские желания и беспокоиться только в том случае, если западные автопроизводители вообще рухнут. Однако не стоит бояться огромной доли рынка китайских автопроизводителей, которая стимулирует более широкую конкуренцию. Если Китай хочет потратить деньги налогоплательщиков на субсидирование глобальных потребителей и ускорение энергетического перехода, лучшим ответом будет приветствовать это.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram