КИТАЙ ПРОДОЛЖАЕТ УКРЕПЛЯТЬ ПОЗИЦИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ АВТОРЫНКЕ
Позитивная динамика наблюдается в Индии и Корее
Изображение: senivpetro/Freepik
Мировой автомобильный рынок переживает период значительной региональной дифференциации. Как отмечается в обзоре японской финансовой компании Nomura Holdings, Китай продолжает укреплять свои позиции как локомотив роста, особенно в секторе электромобилей, благодаря государственной поддержке и конкурентной борьбе. В то же время рынки США и Юго-Восточной Азии сталкиваются с серьёзными экономическими и политическими вызовами. Автопроизводители по всему миру вынуждены проявлять гибкость и быстро адаптироваться к новым условиям, чтобы сохранить конкурентоспособность.
Рынок автомобилей в Китае готов к дальнейшему росту на фоне усиливающейся конкуренции. Рынок США сталкивается с проблемами, связанными с пошлинами, но автопроизводители приспосабливаются. В то же время перспективы на рынках Индонезии, Таиланда и Индии неоднозначны. Рост мирового объёма продаж автомобилей превзошёл прогнозы в 4-м квартале 2024 года — 1-м квартале 2025 года. Такой результат был достигнут почти полностью благодаря Китаю, где положительная динамика, вероятно, сохранится. В США продажи в начале года выросли, так как покупатели спешили опередить повышение цен, вызванное пошлинами. Однако сохраняющиеся торговые барьеры и более высокие затраты создают серьёзные препятствия для автопроизводителей.
Индонезия и Таиланд сталкиваются со спадом из-за жёстких условий кредитования и слабого спроса. При этом Индия выделяется улучшением прогнозов.
Американская автомобильная промышленность и связанные с ней цепочки поставок приняли на себя основную тяжесть тарифного «обстрела» президента Трампа. Все последствия для модели глобального снабжения ещё только предстоит увидеть. Обзор мировых продаж автомобилей в 4-м квартале 2024 года — 1-м квартале 2025 года показывает, что рост объёмов опередил ранние оценки Nomura. Достигнутые результаты были почти полностью обеспечены Китаем, где правительственные программы утилизации и местные производители (OEM) отдавали приоритет объёмам, а не прибыли. В результате объём продаж превысил оценки на 8%.
Автопроизводители приспосабливаются к тарифным препятствиям в США
Неудивительно, что большинство ключевых изменений в взглядах аналитиков по сравнению с тем, что было полгода назад, сосредоточены на США. Продажи автомобилей в стране получили ранний толчок в 2025 году, поскольку покупатели спешили избежать ожидаемого повышения цен из-за тарифов, но этот отложенный спрос, вероятно, замедлит продажи позже в этом году.
Автопроизводители сталкиваются с постоянными проблемами из-за новых и более высоких пошлин, потенциальных сбоев в цепочках поставок и растущих затрат на сырьё. Особенно это заметно, так как политика президента Трампа делает акцент на возвращении производства в США и установлении более высоких барьеров для импорта, даже из Мексики и Канады. Однако данные экспорта из Японии показывают ранние признаки того, что автопроизводители начинают приспосабливаться к этой новой реальности. Они предлагают более дешёвые версии своих моделей, чтобы переложить часть дополнительных расходов на покупателей, сохраняя при этом общую доступность автомобилей.
Уровень просрочек по автокредитам растёт, особенно среди покупателей подержанных автомобилей с низким кредитным рейтингом, поскольку высокие цены и процентные ставки создают напряжение в доступности. Между тем, отмена льгот на электромобили и потенциально более мягкие стандарты выбросов могут застопорить их распространение. Это может пойти на пользу традиционным автопроизводителям, которые с трудом соблюдают федеральные правила по выбросам. Фокус Трампа на возвращении цепочек поставок в США делает полноценное соглашение США-Мексика-Канада менее вероятным.
Импульс электромобилей движет китайским авторынком
Акцент производителей на поставках и доле рынка в обмен на растущий спрос, вероятно, приведёт к дальнейшему росту объёма китайского авторынка в 2025 году. В условиях жёсткой конкуренции, снижение цен и технологические улучшения, такие как умные функции вождения, — это рычаги, за которые тянут производители, чтобы получить долю рынка.
Учитывая, что производители электромобилей теперь устанавливают ценовые ориентиры для всего авторынка Китая, активно развиваются и выпускают новые модели, мы считаем, что они отберут долю рынка у производителей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ожидается, что тенденция обмена цены на рыночный спрос сохранится, и сектор будет демонстрировать дальнейший рост.
В то время как лидеры рынка пользуются конкурентными преимуществами и ещё больше укрепляют свои позиции, более мелкие игроки борются и сталкиваются с большими проблемами. Дальнейшее проникновение электромобилей, вероятно, будет продолжаться, а конкуренция останется жёсткой. Аналитики ожидают больше слияний и поглощений, а также партнёрств на китайском авторынке в течение следующих одного-двух лет.
Гибриды и электромобили лидируют по спросу в Южной Корее
В Корее как считают аналитики, спрос на автомобили в стране будет незначительным и составит 1% в 2025 году. Однако динамика, вероятно, ослабнет до конца года по нормализующейся базе. Поставки моделей гибридных автомобилей, на долю которых приходится 34% продаж новых автомобилей в Корее с начала 2025 года, будут лидировать в автомобильной промышленности страны с прогнозируемым ростом продаж на 20% в 2025 году. Ожидается, что электромобили также покажут высокий рост продаж, аналогичный гибридным автомобилям, в 2025 году, благодаря серии новых моделей и скидок на цены.
Неоднозначные перспективы для авторынков Индонезии, Таиланда и Индии
Прогнозы для авторынка Индонезии остаются слабыми из-за жёстких стандартов кредитования, ограниченной поддержки со стороны правительства и новых местных налогов. Несмотря на короткий 5%-ный всплеск в апреле 2025 года, общие продажи автомобилей резко сократились с середины 2023 года, а новая правительственная политика предложила мало прямой поддержки для сектора. С учётом того, что бюджетные приоритеты сосредоточены на других областях, а новые местные налоги снижают продажи в ключевых провинциях, значительное восстановление рынка в 2025 году кажется маловероятным.
Мы ожидаем, что в Таиланде третий год подряд будет наблюдаться снижение. Хотя темпы спада замедлились, продолжающаяся слабость вызвана строгими стандартами кредитования автокредитов и высоким коэффициентом проблемных автокредитов, что снижает перспективы скорого восстановления.
Ожидается, что в Индии рост в 2026/3 финансовом году составит 5% благодаря более низким налогам и процентным ставкам, сильному спросу на внедорожники и растущему распространению электромобилей. Хотя краткосрочный спрос слаб из-за медленного потребительского спроса и некоторых проблем с финансированием у потребителей с более низким доходом, такие факторы, как снижение подоходного налога и процентных ставок, поддержат спрос в 2026/3 финансовом году, и улучшение будет заметно к сентябрю.
UTC+00