finance.kz

ARGUS ОЖИДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПГ

Зима 2025–2026 станет поворотным моментом для мирового рынка

gradirni (1).jpg

Изображение: evening_tao/Freepik


Мировой рынок СПГ находится на пороге структурного сдвига: начинается волна беспрецедентно большого нового предложения, которое, вероятно, будет доминировать в ближайшие годы. Как пишут аналитики Argus в «Обзоре мирового рынка СПГ», этот приток предложения происходит на фоне перманентно слабого спроса как в Европе (из-за структурных изменений), так и в Азии (из-за экономики и конкуренции). Это несоответствие означает, что, несмотря на некоторые зимние риски поставок, общий рыночный вес смещается в сторону рисков снижения цен. Рынок, вероятно, будет искать более низкие ценовые уровни для стимулирования спроса, но при этом сохранит высокую волатильность, характерную для посткризисной эпохи. Ожидается, что общее мировое предложение СПГ вырастет на 27 млн тонн за зиму 2025–2026 годов (Октябрь 2025 – Март 2026), что примерно в шесть раз превышает рост, зафиксированный годом ранее. Подавляющее большинство нового предложения (~80%) поступает из Атлантического бассейна (в основном США — терминалы Plaquemines, Corpus Christi Stage 3, Golden Pass), что резко контрастирует с отстающим ростом предложения в Тихоокеанском бассейне.


Мировой рынок СПГ (сжиженного природного газа), похоже, стоит на пороге смены темпа. Ожидаемое увеличение предложения СПГ в течение зимы 2025–2026 годов в шесть раз превышает рост, зафиксированный годом ранее, и даже более резкое, чем наблюдалось в предыдущие годы. И сопоставимые по размеру увеличения ожидаются в ближайшие годы, если разработчики проектов будут придерживаться сроков ввода в эксплуатацию проектов по сжижению, по которым уже принято окончательное инвестиционное решение.


Прогнозируемый скачок предложения резко контрастирует с ограниченными признаками восстановления спроса. Если только зима не окажется намного холоднее, чем в последние годы, потребление газа в Европе, скорее всего, замедлится в результате сочетания продолжающейся электрификации систем отопления, мер по повышению эффективности, наращивания мощностей возобновляемых источников энергии и более высокой доступности атомной энергетики во Франции. Восстановление промышленного спроса также маловероятно, учитывая слабый макроэкономический фон.


Схожая картина наблюдается на ключевых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, где возобновляемые источники энергии и атомная энергетика продолжают сокращать долю теплового топлива в структуре выработки электроэнергии. А в Китае промышленный спрос продолжает страдать от замедления мировой экономики, в то время как устойчивое наращивание внутренней добычи газа и трубопроводный импорт из России продолжают сужать пространство для поставок СПГ. Недавнее решение Южной Кореи ограничить производство электроэнергии на угольных электростанциях и недавний отказ Тайваня от атомной энергетики могут лишь частично компенсировать слабые перспективы спроса в других частях региона.


Риски зимы и рыночная волатильность


Зима всё ещё может таить в себе значительные риски. Европа получит ещё меньше российского газа, чем прошлой зимой, после того как транзитные потоки через Украину прекратятся 1 января. А более гибкие целевые показатели по запасам в ЕС привели к снижению запасов, что уменьшает способность континента справляться с похолоданиями, перебоями в поставках или эпизодами так называемого Dunkelflaute (немецкий термин, обозначающий период низкой выработки возобновляемой энергии из-за отсутствия ветра и солнца, который может длиться несколько дней).


Тем не менее, по мере начала зимы, риски снижения цен, похоже, имеют больший вес. Если не будет особенно холодной зимы, давление дополнительного предложения может в какой-то момент начать снижать цены на СПГ в поисках уровней, которые стимулируют восстановление спроса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но хотя рынок может двигаться в поисках новых уровней балансирования, он останется более подверженным волатильности, чем когда-либо до энергетического кризиса 2022 года.


Беспрецедентная волна нового предложения СПГ


Мировой рынок СПГ находится на пороге кардинальных перемен: ожидаемое увеличение предложения в зимний сезон 2025–2026 годов, по прогнозам, будет в шесть раз больше, чем рост, зафиксированный всего годом ранее, что представляет собой одно из самых резких увеличений предложения за всю новейшую историю. Общее мировое предложение СПГ, как ожидается, вырастет до 242 млн т за шестимесячный период с октября 2025 года по март 2026 года, что на 27 млн т больше по сравнению с 215 млн т, поставленными прошлой зимой. Этот существенный ежегодный рост намного превышает среднее зимнее увеличение предложения в 4,3 млн т, зафиксированное в предыдущие годы десятилетия. Большая часть этого роста мощностей сосредоточена в Атлантическом бассейне (к западу от Суэца), который, по прогнозам, обеспечит 21,8 млн т дополнительного предложения, затмив 5,7 млн т, которые, как ожидается, поступят с объектов, расположенных к востоку от Суэца.


Доминирование предложения Атлантического бассейна


Побережье Мексиканского залива США остаётся единственным наиболее значимым двигателем новой волны предложения. Ожидается, что терминал Plaquemines мощностью 27,2 млн т/год будет работать на полную мощность в течение всей предстоящей зимы, что является масштабным наращиванием, учитывая, что его первая партия была отгружена только в конце прошлого декабря. Кроме того, расширение Corpus Christi Stage 3 мощностью 11,45 млн т/год поддержит отгрузки, поскольку три из его семи очередей уже запущены после начала производства СПГ в конце прошлого года. Объёмы ввода в эксплуатацию ещё ожидаются от терминала Golden Pass мощностью 18,1 млн т/год, первая из трёх очередей которого, возможно, начнёт экспорт в первом квартале 2026 года.


За пределами США ожидается, что другое предложение Атлантического бассейна увеличится примерно на 6,5 млн т. Африканские мощности заметно растут: экспортный терминал Bonny в Нигерии мощностью 22 млн т/год уже демонстрирует улучшенные коэффициенты использования, работая примерно на 76% мощности в апреле-августе по сравнению с 64% прошлой зимой. Это объясняется более устойчивыми потоками сырьевого газа в результате роста добычи на месторождениях и успешной борьбы с диверсиями на трубопроводах. Ещё одно увеличение мощностей по сжижению ожидается от терминала GTA мощностью 2,7 млн т/год у берегов Сенегала и Мавритании, который, как ожидается, будет полностью введён в эксплуатацию этой зимой, а также от 2,4 млн т/год новых мощностей, которые будут установлены в Конго (Браззавиль) примерно в начале года. В Северной Африке прогнозируется восстановление алжирской добычи с особенно низкого уровня в 4,92 млн т, зафиксированного прошлой зимой. Однако Египет заметно отсутствует в структуре предложения: ожидается, что в обозримом будущем он останется нетто-импортёром СПГ.


Ещё один вклад в структуру предложения Атлантического бассейна вносят североамериканские (неамериканские) и карибские терминалы: запуск новых газовых месторождений, вероятно, поддержит отгрузки с комплекса Atlantic LNG в Тринидаде и Тобаго мощностью 11,4 млн т/год. Прогнозируется ещё и рост мексиканского экспорта с терминала Altamira мощностью 1,4 млн т/год после более медленного ввода в эксплуатацию прошлой зимой. На европейских терминалах ожидается больший объём загрузок с норвежского СПГ-завода Hammerfest LNG мощностью 4,2 млн т/год после периодов незапланированных простоев ранее в этом году. Наконец, ожидается, что российский терминал «Арктик СПГ 2» мощностью 19,8 млн т/год, несмотря на санкции США, внесёт свой вклад в объёмы поставок на рынок, при этом некоторые китайские покупатели уже получают партии. Тем не менее, логистические ограничения, в частности, ограниченная доступность судоходных мощностей и зависимость от одного ледокольного газовоза Arc7, ограничивают способность терминала отгружать более 2 млн т в Китай, пока открыт Северный морской путь.


Отставание предложения Тихоокеанского бассейна


В отличие от ускоряющихся темпов экспорта из Атлантического бассейна, рост предложения Тихоокеанского бассейна, как ожидается, будет отставать, составив всего 5,7 млн т. Основным источником этого дополнительного потенциала станет наращивание объёмов на терминале LNG Canada мощностью 14 млн т/год, который начал экспорт ещё прошлым летом. Загрузки будут постепенно увеличиваться по мере того, как первая очередь мощностью 7 млн т/год достигнет полной производительности, при этом дальнейший рост ожидается, когда вторая очередь терминала начнёт работу в первом квартале 2026 года. Также прогнозируется рост австралийского предложения благодаря меньшему объёму запланированных технических работ по сравнению с предыдущим годом, когда на операции повлияли циклоны и влажная погода. Ожидается, что ближневосточное предложение останется в основном стабильным, хотя экспорт из Катара может испытать небольшое сезонное снижение в первом квартале 2026 года из-за типичного технического обслуживания в комплексе Рас-Лаффан. Примечательно, что рост мощностей за счёт крупномасштабного расширения North Field East (NFE) в Катаре существенно не повлияет на мировое предложение до конца года.


Картина мирового спроса: слабость и расхождение


Подавляющий всплеск предложения происходит, несмотря на ограниченные сигналы значительного восстановления спроса, особенно в крупных центрах потребления Азиатско-Тихоокеанского региона. За исключением исключительно холодной зимы, давление этого дополнительного предложения, как ожидается, в конечном итоге приведёт к снижению цен на СПГ до уровней, которые будут необходимы для стимулирования значимой реакции спроса в азиатских экономиках.


Прогноз по транспортировке и фрахту СПГ


Прогнозируется, что рынок фрахта СПГ останется перенасыщенным этой зимой из-за быстрой поставки недавно построенных СПГ-танкеров в последние годы, независимо от стимулов к дальнему плаванию. Были замечены более низкие цены поставки, что помогает уменьшить потери от испарения, связанные с задержкой доставок.


Колебания в межрегиональном арбитраже будут основной переменной, определяющей спрос на фрахт СПГ. Однако существенным отличием от недавних зим является резко сниженный стимул к плавучему хранению. В предыдущие годы высокие европейские подземные запасы стимулировали использование плавучих СПГ-партий для обеспечения краткосрочной гибкости. Поскольку уровни запасов в Европе на четвёртый квартал ниже, чем в предыдущие два года, возможности для прибыльного плавучего хранения были значительно сокращены, смещая акцент рынка обратно на экономику межрегиональной торговли.


Заключение


Как указывается в обзоре, мировой рынок СПГ находится в поворотной точке: он переходит от эпохи жёсткого ограничения к эпохе потенциального избытка предложения. Зима 2025–2026 годов будет определяться всплеском предложения в Атлантическом бассейне, пытающимся найти себе место в структуре спроса, характеризующейся замещением в Китае и Японии, частично компенсируемым структурным ростом спроса в Южной Корее и объёмами необходимого замещения в Европе. Ожидается, что последующий процесс ценообразования будет характеризоваться устойчивой волатильностью, поскольку рынок ищет новое равновесие.


Европа, ключевой рынок, остаётся чувствительной к шокам. Более низкие, чем в предыдущие годы, запасы газа в сочетании с полным прекращением транзита российского газа через Украину лишают континент запаса прочности. Любой длительный период суровых холодов или сбой в работе ключевого американского терминала (например, Plaquemines) может мгновенно изменить арбитраж, резко повысив европейские цены и спрос на фрахт.


При перенасыщении флота фрахт становится менее чувствительным к стимулам дальних рейсов. Однако основным драйвером фрахтовых ставок будет именно межрегиональный арбитраж (разница цен между Атлантикой и Азией). Если ценовой разрыв будет достаточным, чтобы оправдать длительный рейс, это поддержит спрос на суда, но общее обилие танкеров будет сдерживать ставки на более низком уровне по сравнению с пиками прошлых лет.


Таким образом, зима 2025–2026 годов станет периодом «мягкого» глобального рынка СПГ, где избыток американского предложения направит цены к снижению. Однако этот «мягкий» рынок остаётся нервным и непредсказуемым из-за критически низкого европейского запаса гибкости. Стратегия участников рынка смещается от управления дефицитом к управлению риском перенасыщения и мгновенной ценовой реакции на погодные или инфраструктурные шоки.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram