ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: У НАСЕЛЕНИЯ ВНЕЗАПНО ПОЯВИЛСЯ ОПТИМИЗМ
Общество стало больше верить в светлое экономическое будущее уже в ближайший год.
Национальный банк опубликовал очередные результаты опроса по инфляционным ожиданиям населения. Хотя в целом на горизонте одного года эти ожидания остаются волатильными, в марте 2025 года они снизились до 12,6% (с 13,7% в феврале). В Нацбанке объясняют такой оптимизм ослаблением восприятия текущей инфляции, сокращением влияния курсового фактора, а также смещением высоких ожиданий в зону неопределённости.
Медианная оценка ожидаемой инфляции через 5 лет в марте 2025 года осталась на уровне 13,5%. По сравнению с февралём произошло смещение ожиданий граждан в сторону более низких темпов роста цен на горизонте одного года. Снижение же краткосрочных инфляционных ожиданий, несмотря на ускорение фактической инфляции и ухудшение новостного фона, частично объясняется перераспределением высоких ожиданий в зону неопределённости.
При этом уровень неопределённости в долгосрочных инфляционных ожиданиях ниже, чем в краткосрочных. Это свидетельствует о том, что респондентам на данный момент сложнее дать количественную оценку инфляции на ближайшие 12 месяцев по сравнению с оценками на пятилетний период.
Основным фактором ожидаемого роста цен в течение следующих 12 месяцев остаётся изменение цен на продукты питания в магазинах. Также граждане отмечают изменение цен на коммунальные услуги, бензин и дизтопливо. В то же время значительно снизилась доля людей, указавших изменение обменного курса.
Кроме того, на фоне появления новостей о планируемом повышении НДС респонденты отметили данный фактор как потенциальную причину роста цен в будущем.
Медианная оценка инфляции за последние 12 месяцев снизилась в марте 2025 года до 12% (февраль 2025 года – 12,4%). Доля респондентов, отметивших рост цен на продукты питания, в марте 2025 года снизилась до 73,9% (февраль – 79,7%). При этом увеличилась доля тех, кто отметил рост цен на непродовольственные товары до 12,6% (9,2%), а также платные услуги до 9,9% (8,1%).
Наибольшее количество респондентов в марте 2025 года среди продуктов питания отметило рост цен на фрукты и овощи, мясную и молочную продукцию. В структуре непродовольственных товаров люди обратили внимание на удорожание лекарств и медикаментов, бытовой химии, одежды и обуви. Среди платных услуг наиболее заметным для граждан оказался рост цен на жилищно-коммунальные услуги, услуги интернета и сотовой связи, медицинские услуги.
Индекс потребительских настроений в марте 2025 года увеличился до 98,9 (февраль 2025 года – 97,1). В оценках ожиданий увеличилась оценка по перспективам развития страны в ближайший год и в ближайшие пять лет до 112,8 и до 98,3, соответственно.
При этом оценка изменения личного материального положения в ближайший год снизилась до 108,5. В оценках текущего состояния снизились показатели личного материального положения за последний год, составив 83. При этом готовность к крупным покупкам увеличилась до 91,7.
UTC+00