finance.kz

УЧЕНЬЕ — СВЕТ И СПОСОБ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

Ключевая роль образования в сокращении бедности и гендерного неравенства в мире

education-day-arrangement-table-with-copy-space.jpg
Изображение: freepik

С 1980-х годов уровень бедности в мире заметно снизился, в то время как доступ к образованию за тот же период значительно улучшился. В данной статье THE TENGE кратко описывает работу Амори Гетина. где используется новая база данных и модель учёта роста распределения в сфере образования для определения той доли снижения глобального неравенства, которую можно отнести на счёт широкого распространения образования. Автор обнаруживает, что частная отдача от школьного образования может объяснить 60-70 % прироста реального дохода среди беднейших слоёв населения мира. Распространение модели на глобальное гендерное неравенство позволяет предположить, что повышение уровня образования женщин объясняет около половины прироста глобального трудового дохода, приходящегося на женщин.


Одним из самых выдающихся достижений последних десятилетий стало впечатляющее сокращение доли населения планеты, живущего в условиях крайней бедности. Эта тенденция уже хорошо задокументирована, однако многое ещё предстоит понять о её движущих силах. Естественным кандидатом является образование, которое значительно улучшилось за последние десятилетия и часто упоминается в качестве ключевого фактора экономического развития. Однако в отсутствие количественной оценки доходов, которые даёт образование, и того, как они распределяются внутри стран, у нас нет правильного понимания того, насколько велики выгоды от школьного образования для бедных слоёв населения мира. Устранение этого пробела имеет принципиальное значение для политики в мире, где подавляющее большинство детей из семей с низким уровнем дохода обучаются в государственных школах.


В новой работе автор впервые оценивает совокупный и распределительный эффект расширения образования в мире с 1980 года. Используя уникальную микробазу данных о доходах населения, модель «учёта роста распределения» образования и структуры заработной платы, а также дополнительные данные по трём направлениям образовательной политики, количественно оценивается вклад школьного образования в рост для различных групп мирового распределения доходов. Автор обнаружил, что образование объясняет значительную часть глобального экономического роста, сокращения крайней бедности и гендерного неравенства с 1980 года, что ставит образовательную политику в авангард экономического прогресса.


Распределительный учёт роста: образование и мировое распределение доходов


Чтобы оценить влияние образования на мировое распределение доходов, автор объединяет три методологические составляющие.


1.Первый компонент — это простая модель образования и структуры заработной платы по примеру Голдина и Каца. В рамках этой модели «учёта роста распределения» расширение образования увеличивает совокупный трудовой доход за счёт частной отдачи от обучения. Оно также имеет тенденцию к сокращению неравенства, поскольку увеличение относительного предложения квалифицированных работников оказывает понижающее давление на их относительную заработную плату.


2.Второй компонент — новая микробаза данных, охватывающая 95% населения мира. Она основана на обследованиях домохозяйств, проведённых в 150 странах мира в 2019 году и собрана из различных хранилищ данных и источников по конкретным странам. Эта база данных позволяет наблюдать за совместным распределением образования и доходов, а также оценить отдачу от школьного образования в каждой стране и то, как она зависит от уровня образования (начальное/среднее/третичное).


3.Третий компонент состоит из трёх углубленных тематических исследований образовательной политики, проводимой в Индонезии, Индии и США, которые используются в качестве проверки. Рисунок 1 иллюстрирует результаты в контексте индонезийской программы строительства школ 1970-х годов, которой уделяется большое внимание в экономической литературе. Было обнаружено, что эта политика привела к большому приросту совокупного дохода, который был непропорционально сконцентрирован среди групп с низким уровнем дохода. Важно, что модель воспроизводит эти результаты с поразительной степенью точности, что указывает на то, что она обеспечивает хорошую методологическую основу для изучения совокупных и распределительных эффектов образования.


Рисунок 1. Фактические и смоделированные распределительные эффекты программы строительства школ INPRES в Индонезии


EC1.png

Источник: cepr.org

Примечание. На рисунке сравниваются фактические причинные эффекты расширения образования на средний доход каждого квинтиля с имитационными эффектами, предсказанными моделью. Обведённые пики соответствуют 95% доверительным интервалам. Пунктирная линия показывает расчётный эффект среднего регионального количества лет обучения на средний доход. Оценки объединяют микроданные SUSENAS 1993-2019 гг. и интенсивность программы INPRES.

Интерпретация: увеличение на один год среднего количества лет обучения трудоспособного населения связано с увеличением на 20-25% среднего дохода среди 20% беднейших слоёв населения.


В исследовании оценивается вклад образования в рост реальных доходов для различных групп мирового распределения доходов. Для этого используются оценки отдачи от школьного образования и применяется модель для построения контрфактического распределения доходов. Это позволяет определить, насколько ниже были бы доходы в настоящее время, если бы образование не улучшилось, при сохранении неизменного развития остальных факторов производства. Затем контрфактические показатели сравниваются с фактической динамикой глобальных доходов, что даёт возможность количественно оценить влияние образования на рост доходов в различных группах населения каждой страны. Такой подход аналогичен методу, применяемому макроэкономистами для учёта роста, но с ключевым отличием — учитывается эффект снижения неравенства, который образование оказывает в каждой стране.


eduation-indonesia.jpg
Класс в Кудусе, Индонезия
Изображение: oecd-development-matters.org


Образование и глобальное сокращение бедности


В исследовании обнаружено, что образование оказало значительное влияние на распределение доходов в мировом масштабе. На рисунке 2 представлен рост реальных доходов всех групп населения, начиная с 1% самых бедных и заканчивая 0,01% самых богатых. Нижняя заштрихованная область на графике отображает тот рост, который можно объяснить развитием образования, в то время как верхняя заштрихованная часть соответствует остаточному росту, вызванному другими факторами, такими как физический капитал и технологии.


Наибольший прирост реальных доходов был отмечен в средней и верхней частях глобального распределения, что часто ассоциируется с «кривой слона» глобального неравенства и роста. Это отражает комбинацию различных тенденций: рост неравенства как между странами, так и внутри них, включая быстрый экономический подъём Китая и Индии (средняя часть распределения), низкий рост в странах с низкими доходами (нижняя часть), слабый прирост доходов в странах с высоким уровнем дохода (верхняя часть), а также стремительное увеличение неравенства доходов в ряде стран.


Особое внимание уделено достижениям в области образования, которые отображены нижней заштрихованной областью на графике. Выгоды от этих достижений значительны: по консервативным оценкам, образование обеспечило 50% глобального экономического роста и до 70% прироста доходов среди 20% самых бедных слоёв населения с 1980 года. Образование также объясняет около 40% сокращения доли населения, живущего в условиях крайней нищеты в мире.


Рисунок 2. Образование и распределение глобального экономического роста, 1980-2019 гг.


EC2.png

Источник: cepr.org

Примечание. На рисунке показан общий рост реальных доходов в разбивке по перцентилям мирового дохода с 1980 по 2019 год с декомпозицией на часть, которую можно объяснить частной отдачей от школьного образования, и необъяснимый компонент. Верхняя заштрихованная область представляет собой темпы роста, которые преобладали бы в отсутствие какого-либо повышения уровня образования трудоспособного населения мира с 1980 года. Нижняя заштрихованная область представляет собой соответствующий вклад образования в экономический рост. Если взять соотношение между этим вкладом и фактическими темпами роста, то образование объясняет около 70% роста для 20% самых бедных людей в мире. Концепция дохода — это доход на душу населения до налогообложения.


Методологически учёт эффектов распределения внутри стран очень важен для количественной оценки роли школьного образования в глобальном сокращении бедности. Поскольку образование увеличивает предложение квалифицированных работников в экономике, оно снижает их относительную заработную плату и одновременно повышает заработную плату низкоквалифицированных работников. Игнорирование этого канала привело бы к сильной недооценке выгод от образования для 20% самых бедных людей в мире.


Образование и глобальное гендерное неравенство


В исследовании также анализируется влияние глобального снижения гендерного неравенства в доходах, применяя учёт роста распределения доходов. Для этого исследователь оценивает, насколько большими были бы гендерные разрывы в доходах от трудовой деятельности в настоящее время, если бы улучшение в области образования не произошло. При этом учитываются различия в уровне образования между мужчинами и женщинами, а также неоднородное влияние школьного образования на заработки и участие в рабочей силе. Полученные результаты затем сравниваются с фактической динамикой доли трудовых доходов женщин, для которой имеются данные начиная с 1991 года.


Главный вывод заключается в том, что образование может объяснить значительную долю сокращения гендерного неравенства, наблюдавшегося в последние десятилетия. Как показано в Таблице 1, доля трудовых доходов, получаемых женщинами в мире, увеличилась незначительно — с 29,3% в 1991 году до 32,1% в 2019 году. Во второй строке приводится оценка того, насколько ниже была бы доля трудовых доходов женщин, если бы распределение уровня образования осталось неизменным, при условии, что отдача от школьного образования одинакова для мужчин и женщин и нет дифференцированного влияния школьного образования на занятость. Только этот фактор объясняет примерно половину глобального сокращения гендерного неравенства: доля трудовых доходов женщин увеличилась бы на 1,3 процентного пункта вместо наблюдаемых 2,8. В третьей строке учтена неоднородная отдача от школьного образования в зависимости от пола. Поскольку почти во всех странах отдача от школьного образования для женщин выше, чем для мужчин, это увеличивает вклад образования более чем на две трети. В последней строке учитывается влияние образования на участие женщин в рабочей силе. По последнему показателю на долю образования приходится около 80% глобального сокращения гендерного неравенства с 1991 года и около 59% сокращения гендерного неравенства в средней стране.


Таблица 1. Образование и глобальное гендерное неравенство, 1991-2019 гг.


EC3.png

Источник: cepr.org

Примечание. В таблице представлены фактические и контрфактические доли глобального женского трудового дохода при различных допущениях. Глобальный трудовой доход женщин: общая доля трудового дохода, получаемого женщинами в мире в целом. Изменение в образовании: учитывает только различия в динамике школьного образования в зависимости от пола, применяя одинаковые показатели отдачи от школьного образования для мужчин и женщин для построения контрфактического показателя. Гетерогенная отдача: учитывает различия в отдаче по полу. Экстенсивная маржа: учёт дифференцированного влияния школьного образования на занятость в зависимости от пола. Среднее межстрановое значение: средневзвешенное по населению значение доли сокращения гендерного неравенства, объясняемое образованием в каждой стране.


Заключение


Данное исследование представляет собой первую попытку оценить роль, которую играет образование в историческом сокращении глобальной бедности и гендерного неравенства. При консервативных предположениях частная отдача от школьного образования может объяснить значительную долю прироста реального дохода беднейших слоёв населения мира — порядка 60-70%, а потенциально и больше. Она также может объяснить более половины роста доли трудового дохода, приходящегося на женщин. Таким образом, государственная политика в области образования оказывается в центре заметного сокращения бедности и гендерного неравенства, наблюдаемого в последние десятилетия.


Эти результаты требуют дальнейших исследований в двух направлениях.


Во-первых, необходимо лучше понять, через какие каналы образование может наиболее эффективно снижать уровень бедности. Это требует более глубокого изучения взаимосвязи между образованием, техническим прогрессом, инновациями и другими составляющими экономического развития. В частности, необходимо провести дополнительные исследования о том, какие комбинации политических мер не только улучшают рост, но и делают процесс роста более инклюзивным. Это также подразумевает улучшение нашего понимания неравенства в доступе к государственным услугам и того, как оно изменилось за последние десятилетия.


Во-вторых, будущие исследования могут использовать сопоставимые методологии, чтобы распространить изучение мирового распределения доходов на другие ключевые трансформации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, такие как глобализация торговли, структурные изменения, демократизация и изменение гендерных норм. В литературе по микроэкономике представлены многочисленные и растущие эмпирические данные об экономических последствиях этих факторов в конкретных условиях. В сочетании с микроданными, собранными в данной работе, дополнительными усилиями по сбору данных и адекватной теоретической базой эти данные могут быть обобщены, чтобы пролить свет на роль, которую играют эти долгосрочные процессы в сокращении глобальной бедности и неравенства.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram