finance.kz

ТРАНСФЕРТЫ ИЗ НАЦФОНДА ИМЕЮТ НИЗКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОТДАЧУ — ЭКСПЕРТЫ

Израсходованы 69,8% средств из нацфонда от общего объема поступлений.

Эксперты заявили о низкой экономической отдаче трансфертов из Национального фонда. Анализ изъятий свидетельствует об искажении миссии и предназначения НФ и неэффективном управлении его средствами, говорится в аналитическом сборнике, распространенном Сенатом Парламента.


На начало 2024 года объем активов Национального фонда составлял $60 млрд (₸28,8 трлн) или 23% от ВВП страны. По подсчетам экспертов, если бы не производились изъятия средств из нацфонда и инвестиции в облигационные займы, размер активов мог бы составлять $262,4 млрд (₸126,1 трлн), что эквивалентно 100,4% от ВВП.


С 2000 по 2023 годы Национальный фонд получил ₸75,4 трлн из них:


〶 прямые налоги от организации нефтяного сектора — ₸46,4 трлн;

〶 инвестиционный доход от управления с учетом курсовой корректировки — ₸27,3 трлн;

〶 иные поступления — ₸1,7 трлн.


Использовано ₸47,8 трлн:


〶 гарантированный трансферт — ₸37,8 трлн;

〶 целевой трансферт — ₸10 трлн;


Отмечается, что, помимо невозвратных изъятий в виде трансфертов, с 2009 по 2023 годы из средств Национального фонда выделены облигационные займы в объеме ₸3,5 трлн. Также в состав НФ приобретены акции АО «КазМунайГаз» на сумму ₸1,3 трлн.


«Ввиду ограниченности данных не представляется возможным целостно оценить экономическую эффективность трансфертов из Национального фонда. Однако анализ отдельных кейсов (не социального характера) демонстрирует их низкую экономическую отдачу», — говорится в аналитическом сборнике.


Эксперты заявляют об искажении миссии и предназначения Национального фонда и неэффективном управлении его средствами. Выделение трансфертов осуществлялось без учета циклов экономического развития и в основном направлялось на покрытие текущих расходов бюджета. Самая большая сумма изъятий составила ₸8,1 трлн в 2020-2023 годы на борьбу пандемией коронавируса и иных социальных обязательств республиканского бюджета.


Первое масштабное изъятие средств из Национального фонда совершено в 2009 году для преодоления последствий мирового кризиса 2007-2008 годов. Для реализации мероприятий антикризисного плана из НФ выделены ₸1,2 млрд в адрес АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «НХ «КазАгро». Средства направлены на дополнительную капитализацию коммерческих банков, решение проблем на рынке недвижимости, кредитование проектов реального сектора экономики.


В 2014 году выделен ₸1 трлн двумя траншами для поддержки малого и среднего бизнеса, из которых ₸500 млрд на решение проблемных кредитов, проекты индустриализации и поддержку, развитие МСБ; ₸500 млрд на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов с целью оздоровления банковского сектора и выкупа «токсичных» кредитов, льготное кредитование МСБ, а также кредитование строительства комплекса ЭКСПО-2017.


С 2015 по 2017 году изъято $9 млрд (по $3 млрд ежегодно). Эксперты отмечают, что цели использования данных трансфертов не были детально озвучены, однако они предполагают, что часть из них направлена на реализацию Плана инфраструктурного развития на 2015-2019 годов.


В 2021 году из нацфонда выделен целевой трансферт в размер ₸1,8 трлн, которые направлены на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, на реализацию государственной программы «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, а также на реализацию мероприятий Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы.


В том же году часть из выделенных в республиканский бюджет средств из нацфонда была направлена на кредитование юридических лиц в сумме ₸105,7 млрд или 5,7% от общего объема целевого трансферта. Из них ₸45,7 млрд на кредиты, выданные областным бюджетам, ₸60 млрд субъектам квазигосударственного сектора (АО «НУХ «Байтерек»), что запрещено Бюджетным кодексом.


«Целостно оценить влияние трансфертов на экономический рост не представляется возможным ввиду ограниченности данных в открытом доступе. Но тем менее, авторы попытались определить эффективность изъятий за последние 3 года на основе изучения 23 инвестиционных проектов (12% от выделенных из НФ в 2021 году средств), профинансированных в 2021- 2022 годах. Большинство данных свидетельствуют о том, что отдача от инвестирования средств НФ в реальный сектор экономики минимальна», — говорится в обзоре.


Эксперты привели в пример завод по производству шин в городе Сарань Карагандинской области, куда инвестированы средства Национального фонда через АО «СПК «Сарыарка» путем пополнения уставного капитала ТОО «KamaТyresKZ» и его кредитования. При этом доля АО «СПК «Сарыарка» в уставном капитале ТОО «KamaTyresKZ» несоразмерна его вкладу: АО «СПК «Сарыарка» вложил ₸31,2 млрд или 84,2% (₸20 млрд — средства НФ, ₸11,2 млрд — средства республиканского бюджета), но его доля в уставном капитале составила 10%.


В подготовке анализа эффективности деятельности Национального фонда в развитии экономики Казахстана участвовали эксперты Национального банка, Агентства по делам государственной службы, Инженерно-технического центра, а также Eurasian Center for People Management, Агентства стратегических коммуникаций и Агентства ООН по миграции.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram