БОЛЬШЕ НЕ «НАРОДНАЯ» TOYOTA: КАКИЕ МАШИНЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ КАЗАХСТАНЦЫ?
Эксперты ожидают снижение темпов роста авторынка
Изображение: Johnny_px/Pixabay
За 10 полных лет количество легковых автомобилей в Казахстане выросло на 6,3%. Пиковым стал 2014 год, когда в стране стало ровно 4 млн легковых машин. Затем показатель снизился, и эта планка вновь была преодолена лишь в 2023 году, когда начал прослеживаться бурный рост количества легковых автомобилей. Об этом пишут аналитики Freedom Finance Global. Так, по данным национальной статистики, за 8 месяцев прирост количества легковых автомобилей в Казахстане составлял 14,4%. Данная цифра в 2,3 раза больше, чем прирост с 2013 по 2022 годы, где количество легковых автомобилей в Казахстане выросло лишь на 6,3%. Это подчёркивает значимость 2023 года в новейшей истории авторынка страны.
За пять с половиной лет уровень автомобилизации в стране вырос на 1,47 единицы, или на 6,6%. По данным национальной статистики, на сентябрь 2023 года обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности составила 22,5 автомобиля на 100 человек. Для сравнения: в США показатель составляет 90,8 (2023 год), в Европе – 57 (2021), а в соседней России – 39,5 (2022). Близкие к Казахстану показатели имеют Гватемала – 23,7 (2020), Гондурас – 22 (2020 год) и Китай – 22,1 (2022).
Больше всего за пять лет уровень автомобилизации вырос в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Туркестанской областях, а также в Шымкенте. Наименьший рост зафиксирован в Северо-Казахстанской и Актюбинской областях. В пяти регионах уровень автомобилизации снизился. Это Акмолинская (-0,16), Атырауская (-0,92) и Мангистауская (-0,96) области, Астана (-0,23) и Алматы (-0,75). Хотелось бы отметить, что Шымкент, находясь в статусе города республиканского значения с численностью 1,2 млн человек, имеет относительно низкий показатель обеспеченности личными автомобилями. Данный фактор вкупе с тенденцией на бурный рост (на 105,7% за 4,5 года) делает Шымкент одним из наиболее привлекательных направлений в сфере продаж автомобилей.
В 2023 году имеется тенденция ухода от самых старых машин (старше 20 лет) к чуть более молодому уровню (10–20 лет). Конечно, тут нельзя сказать о повальной смене старых автомобилей на новые, поскольку общая доля машин старше 10 лет все еще остается превалирующей для регистраций в 2023 году – 67%.
Продажи новых легковых автомобилей в Казахстане в январе-августе 2023 года выросли на 60,5% и составили 120,3 тыс. единиц. Кроме того, за первые восемь месяцев 2023 года продажи новых машин в стране практически достигли показателя за весь 2022 год и превысили продажи в 2021 и 2020 годах.
2023 год можно также назвать годом малолитражек. За 9 месяцев среди категорий авто по объему двигателя на первом месте по росту популярности оказались двигатели объемом до 1500 кубических сантиметров с приростом сразу на 18,1%. За весь 2022 год их прирост составлял лишь 1%, — отметили исследователи.
В разбивке автопроизводителей два безоговорочных лидера – это Hyundai и Chevrolet, на долю которых приходится 26% и 24% всех продаж автомобилей соответственно. В пятёрку также входят Kia с 14%, Chery с 6% и Toyota с 5%. Остальные бренды занимают не более трёх процентов рынка.
В разрезе конкретных моделей в августе 2023 года безоговорочное первое место – у Chevrolet Cobalt с 2 тыс. из 18,2 тыс. общего числа продаж в месяце. Второе место – у Hyundai Tucson с 1,4 тыс. Следом за ним с практически одинаковыми показателями – Kia Sportage и Chery Tiggo 2 (примерно по 840 автомобилей). В целом в топ-10 в основном входят модели корейских и китайских производителей, а также Chevrolet.
В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%). Toyota чаще всего предпочитают жители городов. На ее долю приходится практически каждый седьмой автомобиль в городской местности (15,1%). В Алматы этот показатель и вовсе равен 27% (против 13,6% у астанчан и 6,3% – у жителей Шымкента). В сёлах же доля этого автобренда составляет лишь 2,9%. Наиболее популярная марка авто среди жителей столицы – Hyundai.
Маркой ВАЗ ЛАДА, наоборот, чаще всего владеют жители сельской местности (21% против 10,3% – у горожан). Она также самая популярная у возрастной категории 55 лет и старше (18,1% против 11,4% в среднем у остальных). Среди мужчин данный автомобиль предпочитают 12,9% респондентов, среди женщин – 9,1%.
По прогнозам экспертов, Hyundai и Chevrolet сохранят свои лидирующие позиции как отдельные бренды, но общие продажи китайских автомобилей будут превалировать на рынке в 2024 году.
С позитивом оценивается адаптация китайского автопрома к погодным условиям зимы в Казахстане. В случае выявления явных проблем в текущий зимний сезон мы ожидаем их постепенного решения с обновлением модельного ряда. Мы считаем, что наиболее популярные марки электроавтомобилей не встретят больших проблем с эксплуатацией этой зимой.
Исследователи Freedom Finance Global также провели опрос среди казахстанцев. Большинство автовладельцев – 67,8% – приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных. Среди тех, кто приобретал автомобиль в кредит, большинство делали это без первоначального взноса (26,7%). У трети опрошенных он составлял до 20% от стоимости автомобиля. Каждый десятый покупатель авто в кредит внес больше половины суммы в качестве первоначального взноса.
Две трети опрошенных оформляли кредит на покупку авто по процентной ставке от 11 до 20% (39,7%) и от 21 до 30% (26,7%). Примечательно то, что количество кредитов с процентной ставкой от 31 до 50% примерно равно количеству со ставкой 6–10% и до 5%.
Более половины заёмщиков погасили автокредиты досрочно или в срок (54,2%). Выполнили свои обязательства, но с просрочкой 2,6% респондентов. Чуть более трети заёмщиков, которые всё ещё платят за кредит, планируют закрыть его в срок (34,6%). 16,2% автовладельцев настроены оптимистично и надеются погасить его досрочно.
Почти половина респондентов, имеющих автокредит (47,7%), испытывает трудности с его погашением. Среди них 24,6% опрошенных приходится экономить, а 15,4% – больше работать и подрабатывать. Не могут выплачивать вовремя 5,4% автовладельцев.
Подавляющее большинство участников опроса не пользовались услугой Trade-in при покупке автомобиля (79,8%). Каждому десятому опрошенному данная услуга не требовалась, поскольку это был первый автомобиль респондента (10,8%). Воспользовались Trade-in всего 7,6% автовладельцев. 24,3% опрошенных не выбрали Trade-in, поскольку самостоятельно смогли продать свой автомобиль дороже.
Автомобили японского производства на сегодняшний день прочно удерживают первое место – 30,1% опрошенных отдают им предпочтение при планировании покупки нового авто. В число предпочтительных стран-производителей входят также Германия (17,2%), Корея (15,6%) и Китай (13,1%). Количество затруднившихся ответить (13,4%) напрямую указывает на то, что существует довольно большая доля потенциальных покупателей, выбор которых еще полностью не сформирован.
Примечательно, что молодежь (18 лет – 24 года) отдает предпочтение немецкому автопрому (35,7%), а возрастная группа старше 55 лет – китайскому (23,5%). Казахстанский автопром интересен небольшим группам: мужской аудитории (2,3%), респондентам младшей и средней возрастных групп (18 лет – 24 года – 3,6%, 25 лет – 34 года – 3,4%).
По мнению экспертов, спрос на автомобили в Казахстане значительно превышает существующее предложение. Однако, несмотря на высокий спрос, обеспеченность авто остаётся низкой. При этом рост продаж и увеличение потребительского спроса за последние годы обеспечены следующими факторами:
⚫ Разнообразие кредитных инструментов (в том числе и программа льготного автокредитования на машины казахстанской сборки под 4% годовых).
⚫ Смена потребительского поведения – предпочтение смещается в сторону покупки нового автомобиля казахстанского производства. Также автомобиль начинает восприниматься не как предмет недоступной роскоши, а становится повседневной необходимостью для обеспечения экономической активности.
⚫ Критическое старение автомобильного парка в стране (в регионах, по оценке экспертов, средний возраст автопарка на данный момент уже более 20–30 лет).
⚫ Экспансия китайского автопрома (предложение китайского автопрома на рынке Казахстана более выгодно– соотношение стоимости автомобиля и предлагаемой комплектации привлекает все больше покупателей).
⚫ Геополитическая обстановка: последствия санкционных ограничений в соседней РФ напрямую влияют на рост продаж авто, идущих на параллельный импорт, а «специальная военная операция» и большие потоки миграции – нарост количества легализованных российских автомобилей.
⚫ Большие расстояния и рост уровня урбанизации также влияют на рост потребительского спроса.
⚫ Жители регионов предпочитают вторичный рынок для покупки автомобиля, так как уровень доверия к проверенным машинам выше. Есть уверенность в доступности обслуживания и ремонта автомобиля в случае поломки (в том числе и своими силами, без обращения в специализированные центры).
Отдельное внимание авторы исследования уделили и нарастающей популярности китайского автопрома. Эксперты отмечают, что текущее положение китайского автопрома схоже с положением корейского в 2010-х годах. Даже считающаяся надежной модель Hyundai Accent имела ярко выраженные проблемы в первой половине 2010-х, в частности широко известный распад катализатора, который приводил к задирам в цилиндрах и в последующем к капитальному ремонту в особо запущенных случаях. Большой рост продаж китайских автомобилей не даёт ответа на вопрос об их надёжности, но, с другой стороны, стоит учитывать, что 2023 год можно считать стартовой точкой на пути развития автопрома Поднебесной в Казахстане. Трёх–пяти лет будет достаточно, чтобы китайские автомобили начали соответствовать рациональным требованиям местного покупателя, считают эксперты.
Одна из особенной китайского автопрома – использование ранее не «прижившихся» на казахстанском рынке турбированных двигателей и роботизированных коробок передач. В первом случае такое отношение исходит из устоявшегося стереотипа о сложностях с двигателями с турбонагнетателями, их коротком сроке службы, частой замене дорогого масла и использовании топлива не ниже АИ-98. Отчасти такой стереотип сложился из относительно старых решений ДВС в марках Subaru и VolkswagenGroup (двигатели TSI в Volkswagen и Audi). Что касается роботизированной автоматической коробки передач (или просто «робота»), то среди населения бытует мнение о ее низкой надежности (ранние версии DSG-коробок в Volkswagen) и дискомфорте использования из-за характерных ударов при переключении. Однако, как и в случае с чугунным блоком цилиндров в двигателе, относительно надежный двойной мокрый тип сцепления в «роботе» является фактором смягчения критики в его сторону.
Отметим, ранее стало известно, что Китай стал крупнейшим экспортёром автомобилей в мире. В целом, аналитики выделили как плюсы, так и минусы автомобилей из Поднебесной.
Позитивные факторы:
⚫ Хорошее соотношение «цена/качество»: за более низкую стоимостьна рынке китайский автопромпредлагает хорошую комплектацию своих автомобилей(отделка салона, камеры заднеговида, автоматическое закрывание багажника и прочие удобства, за которые у других производителей необходимо заплатить дополнительно, у машин из Китая входят почти что в базовую комплектацию).
⚫ Смена потребительского восприятия: автомобиль – этоуже не роскошь, и теперь приравнивается к современному устройству.
⚫ По оценке экспертов из банковского сектора, китайские автомобили – лидеры автокредитования.
⚫ Эксперты отмечают, что автомобиликитайского производства начали закупать для правоохранительных органов в рамках государственного заказа.
Нейтральные факторы:
⚫ Частое и регулярное обновление линейки модельного ряда (что несвойственно другим странам-производителям).
⚫ Небольшой потребительский опыт и отсутствие «точки критической оценки» – три года активной эксплуатации и 100 000 км пробега.
⚫ Малоресурсный двигатель и коробка передач, по оценке технических экспертов (однако тут оценки могут субъективно отличаться).
Негативные факторы:
⚫ Имидж Made in China как что-то ненадежное, некачественное.
⚫ Отсутствие на территории Казахстана развитой сервисной структуры (наличие сервисных центров только вкрупных городах).
⚫ Отсутствие и долгое ожидание комплектующих и запчастей (зачастую попричине обновления модельного ряда).
Вопрос с запчастями также до сих пор не имеет окончательного ответа. Данный вопрос может быть частично решен увеличением количества авто и появлением рынка вторичных запчастей, однако для этого также требуется время. Другим решением может быть строительство новых профильных заводов по сборке авто. Работа в данном направлении сейчас ведется со стороны Astana Motors, которая объявила о строительстве мультибрендового завода мелкоузловой сборки Chery, Haval и Changan с запуском продаж первых авто с конвейера в I квартале 2025 года. Тем не менее, эксперты высказали некоторый скептицизм в отношении улучшения ситуации с запчастями после старта работы данного завода.
По прогнозам аналитиков на 2024 год автомобильный рынок Казахстана ожидает замедление роста продаж. Однако многие эксперты отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения. Экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей, считают участники интервью. Рынок электроавтомобилей будет активно развиваться – прогнозируется появление новых дилеров, автозаводов, других игроков данного сегмента автомобильного рынка. Однако, отмечают эксперты, для полноценного развития электрокаров требуется наличие в достаточном объёме необходимой инфраструктуры, прежде всего пунктов зарядки. Также прогнозируется рост потребительского спроса на новые автомобили, рост стоимости автомобилей на 10–20%, снижение потребительского спроса на подержанные автомобили.
Мы полагаем, что динамика цен на автомобили будет растущей в 2024 году. Величина роста будет зависеть от показателя инфляции. Годовой индекс потребительских цен в 2023 году составил 9,8%, мы прогнозируем его дальнейшее снижение до отметки 8% и меньше. Учитывая этот момент, ожидается рост цен на автомобили в 2024 году на 12–17%. В качестве фактора к повышению цен мы видим сохранение импульса продаж в 2024 году и сохраняющийся спрос, который нацелился на китайский рынок.
Среди проблем авторынка Казахстана, эксперты выделили устаревающий автопарк. THE TENGE уже писал накануне, 69% легковушек в стране старше 10 лет. Также наблюдается низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя. Ещё одна проблема связана с высокой стоимостью запчастей для подержанных автомобилей. Среди проблем отрасли также обозначена нехватка новых автомобилей в салонах, однако как отметили сами исследователи, ситуация практически решилась весной 2023 года.
Ранее также стало известно, что в 2023 году казахстанские заводы выпустили 137 тысяч машин. При этом в Казахстанском автомобильном союзе отметили снижение цен на автомобили. В ноябре 2023 года средняя стоимость машины в Казахстане составила 14,8 млн тенге, это на 2,3% меньше, чем в ноябре 2022 года, когда этот показатель составлял почти 15,2 млн тенге.
UTC+00