finance.kz

ДОЛГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РАССЧИТАЮТ НА 10 ЛЕТ ВПЕРЁД

Но это будет позднее, и вероятно - с поправками на «текущую ситуацию в экономике».

Политика правительства по управлению долгом соответствует международному опыту по управлению долгом, считает премьер-министр Олжас Бектенов. В своём ответе на запрос депутатов сената глава правительства напомнил, что в международной практике безопасным уровнем государственного долга считается показатель не более 50–60% к ВВП. А государственный долг Казахстана на 1 октября 2024 года составляет ₸30,5 трлн ($63,6 млрд) или 22,6% к внутреннему валовому продукту.

 

Вместе с тем, совершенствовать работу по управлению долгом правительство будет. Так, если сейчас все центральные и другие государственные органы, ответственные за реализацию проектов, обязаны на регулярной основе ежеквартально представлять в правительство отчёты о реализации проектов и информацию по освоению средств государственных внешних займов. В случае неосвоения средств представляются предложения и рекомендации по дальнейшим действиям, направленным на своевременное и эффективное. Сами проекты, планируемые к реализации за счёт внешних займов, анализируются на целесообразность Координационным советом по сотрудничеству правительства с международными финансовыми организациями.

 

Правительство в свою очередь, одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на ежегодной основе предоставляет в парламент аналитический отчёт о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов, а также данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга. Эти документы предусматривают оценку долговых рисков государственного долга, гарантированного государством долга, квазигосударственного сектора, с учётом проведения стресс-тестирования долговых обязательств в отношении макроэкономических шоков. Сегодня такой отчёт сформирован и внесен в мажилис одновременно с проектом закона «О республиканском бюджете на 2025 – 2027 годы». Отметим, что в публичном доступе данный отчёт не публикуется и на открытых заседаниях парламента не обсуждается.

 

«В целом политика управления государственным долгом направлена на снижение валютных рисков, ограничение роста долговой нагрузки на бюджет, предотвращение дефолтов, а также повышение эффективности и дисциплины использования внешних заимствований.  Для достижения этих целей ежегодно устанавливаются лимиты на правительственный долг, долг местных исполнительных органов, внешний долг субъектов квазигосударственного сектора, предоставление государственных гарантий, а также государственных гарантий по поддержке экспорта», - отметил премьер-министр.

 

В будущем правительство намерено разрабатывать Долгосрочный прогноз развития Республики Казахстан на 10 лет, в который будут включены «варианты внешних и внутренних условий развития, оценка социально-экономического эффекта, риски, в том числе оценка устойчивости и прогноз параметров государственных финансов». Кроме того, будет проводиться анализ конъюнктуры международных рынков долгового капитала, определяющей потенциальные возможности для привлечения правительственного внешнего заимствования. Однако эти положения содержатся в проекте нового бюджетного кодекса, к рассмотрению которого парламент ещё не приступил.

 

В целом, по мнению премьера, текущий уровень госдолга беспокойства вызывать не должен. Политика управления государственным долгом осуществляется правительством в таких параметрах: государственный долг не должен превышать 32% к ВВП, правительственный долг не более 27,5% к ВВП, совокупный государственный и квазигосударственный долг не более 53,2% к ВВП, обслуживание правительственного долга не более 10% от расходов республиканского бюджета. Эти параметры правительство пока выдерживает.

 

В настоящее время правительством проводится анализ по 19 показателям уязвимости государственного долга с учетом опыта Европейского Союза по принципу «заякорение». В ответе премьера отмечено, что «в основном расчёт по долговым индикаторам основан на определении отношения государственного долга/внешнего долга к доходам бюджета, доходам от экспортных/импортных операций, обслуживанию государственного долга/экспортным поступлениям/импорту/государственным доходам и др.». По итогам анализа долговых индикаторов правительством будут выработаны предложения по определению ряда чувствительных индикаторов уязвимости долга, которые, «возможно, найдут отражение в Концепции по управлению государственными финансами до 2030 года».

 

Напомним, в конце ноября мажилис принял законы о ратификации соглашений правительства с с Азиатским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и Международным банком реконструкции и развития о займах на общую сумму около 200 млрд йен. Средства займов предназначены для поддержания устойчивости экономики страны в рамках утвержденного размера дефицита республиканского бюджета на плановый период.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram