finance.kz

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТКАЖЕТСЯ ОТ ФИСКАЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ ПРИМЕРНО ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

Пока же будет происходить поэтапное вытеснение прямых субсидий льготными кредитами.

Правительство добавит инструменты в свою политику по сдерживанию инфляции. Но в целом, чиновники уверяют, что и действующая антиинфляционная политика, утверждённая несколько лет назад, работает весьма эффективно. В ходе пленарного заседания сената заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что именно меры правительства по противодействию инфляции в 2023 году позволили снизить её на 4,1 п.п., а 2024 - на 2,3 п.п.

 

«Там разнообразные мероприятия. Ну, в частности, это создание стаб-фондов, которые очень эффективно себя зарекомендовали. Не буду скрывать, мы просто про это не говорили, с начала года постоянно стояла угроза дефицита. Это связано с тем, что в соседних странах, в которых живет больше населения, чем в Казахстане, по различным товарам были очень такие сложные флуктуации. У наших южных соседей не хватало мяса, на севере не хватало картошки, и так далее и тому подобное. Мы стояли перед дилеммой: цена росла, закрыть экспорт, но тогда на следующий год мы получили бы дефицит. Никто не стал бы сажать картошку, никто не будет завтра выращивать скотину. Поэтому какое-то время мы дали, в принципе, сельхозтоваропроизводителям заработать в этом плане. Сейчас, естественно, запрет на картошку стоит, потому что и у нас, и в соседних республиках пошла ранняя картошка. Мы продлили запрет на экспорт КРС, чтобы стабилизировать цену на мясо. Ну и так далее и тому подобное», - объяснил Жумангарин.

 

Сейчас, по его словам, «темп роста, прежде всего, социально значимых продуктов питания стабилизировался и начал снижаться». Зам премьера признал, что рост в настоящее время идёт по таким «трендообразующим» продуктам, как картофель, морковь, лук и капуста, и «это будет идти до конца июня месяца». После июня глава МНЭ ожидает по ним снижение.

 

Жумангарин, объясняя причины роста инфляции, признался, что наибольшие опасения вызывает «инфляция ожидания», которым способствуют внешние факторы. В качестве примера он привёл выступление главы ФРС, который также отмечал высокие инфляционные ожидания в США, связанные, в первую очередь, с тарифной политикой. В Казахстане правительство на эти ожидания и внешние факторы тоже реагирует, поэтому принято решение, что тарифная политика будет «растянутой во времени».

 

«На самом деле ряд чёрных лебедей на территорию Казахстана высадился одновременно, - констатировал Жумангарин. - Поэтому политику «Тариф в обмен на инвестиции» мы не останавливаем, но растягиваем. Это даст дополнительно минус 0,5 п.п. к общему объёму инфляции. Решение принято, расчёты сделаны, у нас сейчас комитет по регулированию естественных монополий этим занимается. Мы растянем на этот и на следующий год. Ничего страшного не произойдет. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий выполнены в этом плане. Но базовых субъектов мы не трогаем. С 1 июля, как мы ждали, подорожает цена на газ. Мы не стали это тормозить для того чтобы поддержать национальную компанию, газовых операторов».

 

Председатель Национального банка Тимур Сулейменов, обратив внимание на воздействие внешних факторов, сосредоточился больше на внутренних проблемах. И первой проблемой он назвал «достаточно большое фискальное стимулирование».

 

«То есть, мы вливаем много денег в экономику, и понятно, нужно работать над тем, чтобы эти деньги максимально быстро и максимально эффективно превращались в товары, и тогда вот это равновесие денежной и товарной массы будет обеспечено. Безусловно, надо найти соответствующие и ведомства, ну и сама экономика, самое главное, работает. Я думаю, по мере повышения эффективности этой работы мы увидим этот баланс и равновесие», - объяснил он основу беспокойства.

 

Увеличение срока реализации тарифной реформы глава Нацбанка приветствует, также отмечая воздействие «стаи чёрных лебедей»: «Никто, наверное, не предполагал, что такое большое количество факторов во внешней среде сойдутся в одном месте, в одной точке, и все эти факторы имеют такое сильное проинфляционное давление на общий уровень цен».

 

Со стороны Нацбанка, в качестве антиинфляционных мер, помимо базовой ставки, Сулейменов выделил инструменты макропруденциального регулирования, поскольку «одним из значимых факторов повышения спроса как на товары, так и на валюту через повышение спроса на импорт является достаточно быстрый темп роста потребительского кредитования, особенно беззалогового».

 

«Оно у нас растёт, начиная с 2020 года, где-то на 30+, 31-32%. Само по себе это не является ни в коем случае тревожным знаком, потому что у людей есть доходы, где-то они хотят купить, улучшить жизнь, купить лишнюю микроволновку, телевизор, холодильник. Но тем не менее, когда темпы чересчур ускоряются и не поспевают за номинальными темпами роста располагаемых доходов, это та вещь, которую мы должны, как финрегулятор, заранее предусматривать. Поэтому постепенно будем аккуратно охлаждать темпы, не сбивать, но, тем не менее, охлаждать. Мы уже внедрили инструмент секторального контрциклического буфера капитала в отношении беззалоговых потребительских кредитов. Он действует поэтапно, он набирает силу, банки формируют эти буферы. Также будем использовать и другие инструменты, как минимальные резервные требования к банкам. Это тоже очень важный инструмент, который регулирует свободную ликвидность, денежную массу, денежную базу в экономике. (…) Это будет влиять на связывание излишней денежной массы в экономике. То есть, вот та масса, которая вливается, она будет стерилизована, не будет давить на цены», - рассказал Сулейменов.

 

Рост потребительского кредитования, как оказалось, беспокоит не только Нацбанк, но и правительство, но, как уточнил Жумангарин, «даже не само потребкредитование, а рассрочка, которая там предоставляется». «Вот эта рассрочка на 12 месяцев со скрытым повышением цены изнутри, она, к сожалению, играет свою очень большую роль. И потребкредитование никак не зависит, к сожалению, от базовой ставки в данном случае», - уточнил он. Впрочем, о конкретных мерах и возможных решениях Жумангарин ничего не сказал.

 

Что касается фискальных стимулов, по его словам, правительство «вынуждено их применять», однако в будущем планируется видоизменить. Уже сейчас поэтапно правительство отказывается от прямого субсидирования, исключением являются проекты стоимостью ниже ₸200 млн, остальным же предлагается брать в институтах развития льготные кредиты (для этого правительство докапитализировало холдинг «Байтерек» на ₸1 трлн), и использовать механизмы гарантирования.

 

«Финансирование через гарантию всё-таки даёт меньше импульса инфляции, чем финансирование через субсидии. Механизм субсидирования со временем будем ставить постепенно на утрату. Оставим его только для малых и, естественно, для тех, кто уже начал, чтобы они закончили эту историю. Мы считали, последние субсидии мы в 2035-2036 году должны будем выдать. (…) По некоторым направлениям, которые жизненно важны для нас, мы всё-таки будем делать льготные условия кредитования. Там, где нам нужны быстрые победы, быстрые результаты. Какое-то время фискальный импульс, до тех пор, пока банковское кредитование не придёт на его место, с учетом, естественно, снижения инфляции, наверное, пару-тройку лет он будет иметь место», - заключил Жумангарин.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram