ЧЕТВЕРТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ИДУТ НА ПОГАШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСДОЛГА
АФК подготовили обзор консолидированного бюджета Казахстана на первый квартал 2024 года.
В первом квартале текущего года наблюдается снижение поступлений налоговых сборов (-2,5%) и общих доходов КБ (-1,8%) при двухзначном увеличении расходов (+16,7%) КБ. При этом практически весь вклад в увеличение расходов внесли статьи обслуживания и погашения госдолга. Информацию об этом в своём отчёте опубликовали в Ассоциации финансистов Казахстана.
За первые три месяца 2024 года было собрано ₸5,5 трлн налогов в сравнении с показателем в ₸5,7 трлн в аналогичном периоде 2023 года (-2,5% или 141 млрд).
Основные изменения наблюдаются в налоговых отчислениях в местные и республиканский бюджеты. В местных бюджетах наблюдается перевыполнение сборов по КПН (+₸106 млрд), соцналогу (+129 млрд) и ИПН (+199 млрд), а в республиканском бюджете снижение обусловлено поступлениями по НДС (-₸157 млрд), таможенным платежам (-₸161 млрд) и КПН (-₸289 млрд).
Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 19,9% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 23,0%.
В то же время расходы КБ выросли на 17% или ₸966 млрд — до ₸6,8 трлн, превышая доходную часть на 18% или ₸1,1 трлн.
«Если ранее основной вклад в прирост расходов вносила соцсфера, то теперь 92% прироста расходов приходятся на обслуживание (+₸164 млрд) и погашение госдолга (+₸721 млрд). На этом фоне доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов КБ», - следует из материала АФК.
Для финансирования дефицита бюджета было привлечено новых займов на ₸1,9 трлн (+₸680 млрд) при годовом плане привлечений ₸6,6 трлн (+₸844 млрд). Таким образом, годовой план исполнен на 28,1% (20,5% в первом квартале 2023г).
Объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸1,45 трлн или 40,3% от годового плана. Объём изъятий из НФ запланирован на высокой отметке ₸3,6 трлн (гарантированный – 2,0 и целевой – 1,6).
«Тенденция к увеличению расходов на обязательства по годолгу в абсолютном и относительном выражении в структуре расходов бюджета усугубляется несбалансированностью его структуры (в 2024–2025 гг. Минфину предстоит погашение крупных объёмов еврооблигаций), что приводит к резким изменениям в расходах (доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов против 15% в аналогичном периоде 2023 г.), что может оказывать давление на валютный рынок, а также свидетельствует о необходимости большего внимания управлению госдолгом», - считают эксперты.
Кроме того, на фоне высокой эмиссионной активности Минфина безрисковая кривая претерпела значительные изменения в отчётном периоде. Таким образом, характеризовавшийся ранее социальным бюджет страны перешёл в стадию обремененного долгом.
Несмотря на то, что исполнение плана по налоговым сборам и по доходам снизислось, а по расходам, напротив, возросло, суммарный объём поступлений в КБ в текущем году, по актуальному ПСЭР на 24–28 гг., вырастет до ₸31,3 трлн с показателя в ₸25,6 трлн в 2023 году (+22%).
«Исполнению этого плана могут способствовать более высокие цены на нефть (тек. $87,5 за баррель, а в бюджет заложена – $80 за баррель.), меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также дальнейшее снижение доли теневой экономики», - говорится в материале АФК.
Вместе с тем ожидаемое резкое увеличение добычи нефти в стране до 103,3 млн тонн в 2025 г. с 90 млн тонн в 2023 г. на фоне расширения добычи на Тенгизе при сохранении высоких цен на сырьё может значительно улучшить бюджетный баланс, а также выровнять перешедший в отрицательную зону счёт текущих операций.
UTC+00