ПРИТОК ПИИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ СОКРАТИЛСЯ В 3 РАЗА
ЮНКТАД представил отчёт о мировых инвестициях
Изображение: rawpixel.com/Freepik
Глобальный объём ПИИ сократился на 11% до $1,5 трлн в 2024 году, что стало вторым годом снижения подряд. Приток ПИИ в Центральную Азию сократился с $10 млрд в 2022 году до $3 млрд в 2024 году. Как отмечают аналитики Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в ЦА зафиксирован самый резкий относительный спад. Казахстан, который обычно лидирует по притокам ПИИ в регионе, испытал резкий откат, что в значительной степени способствовало региональному спаду. ЮНКТАД опубликовал отчёт о тенденциях в сфере мировых инвестиций за 2025 год. Прогноз остаётся негативным, что призывает к срочным и скоординированным действиям для перенаправления инвестиций в устойчивое и инклюзивное развитие, особенно в цифровой экономике и инфраструктуре.
Объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире в 2024 году сократился на 11%, до $1,5 трлн, что ознаменовало снижение второй год подряд. Хотя общие данные показывают рост на 4%, это маскирует глубокие скрытые проблемы. Очевидный рост был завышен из-за нестабильных финансовых потоков через несколько европейских экономик, которые часто служат перевалочными пунктами для инвестиций. Прогноз на 2025 год стал отрицательным. В начале года умеренный рост казался возможным, но эскалация торговой напряжённости, геополитическая фрагментация и экономическая нестабильность привели к резким понижательным пересмотрам большинства прогнозов ПИИ. Они включают рост ВВП, формирование капитала, торговые потоки, стабильность финансовых рынков и доверие инвесторов. Данные за начало 2025 года показывают рекордно низкую активность сделок и проектов.
Инвестиции — это больше, чем просто потоки капитала и проекты. Это сигнал о том, на что мы как общество делаем свои ставки, — приводятся в докладе слова генерального секретаря Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ребека Гринспен.
Инвестиционный спад сопровождается стратегической переориентацией транснациональных компаний, особенно в цифровых секторах и полупроводниках. ПИИ всё чаще сосредотачиваются в ограниченном числе стран, усиливается важность политики и инструментов для привлечения устойчивых инвестиций.
Ключевые тренды:
〶 Международное проектное финансирование упало на 26%, особенно затронув наименее развитые страны.
〶 Проекты greenfield: число увеличилось на 3%, но стоимость снизилась на 5%, особенно в производстве и цепочках поставок.
〶 Слияния и поглощения (M&A) выросли на 14% ($443 млрд), но остались ниже среднего десятилетнего уровня.
〶 ПИИ в развитые страны: в Европе — спад на 11%, рост в США — на 23% за счёт M&A.
〶 Развивающиеся страны: стабильный уровень ($867 млрд); рост в Африке (+75% за счёт сделки в Египте), АСЕАН (+10%), снижение в Китае (−29%) и Южной Америке (−18%).
〶 10 стран получателей — 75% всех ПИИ в развивающихся странах.
Справочно: Проекты greenfield — такие проекты, которые реализуются на «чистом поле», то есть на незастроенной и ранее неиспользовавшейся земле. В отличие от проектов brownfield, которые строятся на базе уже существующих объектов или инфраструктуры, проекты greenfield подразумевают создание новых активов с нуля.
Устойчивое финансирование
В 2024 году международные инвестиции, направленные на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), значительно сократились. Наибольшее снижение наблюдалось в инфраструктуре (–35%), возобновляемой энергетике (–31%), водоснабжении и санитарии (–30%), а также агропродовольственных системах (–19%). Это связано, прежде всего, со спадом в международном проектном финансировании, которое играет ключевую роль в реализации масштабных инфраструктурных проектов в развивающихся странах. Единственным сектором, показавшим рост, стало здравоохранение: количество и стоимость проектов увеличились примерно на 20%, хотя общий объём инвестиций в него остаётся сравнительно небольшим — менее $15 млрд. Это говорит о потенциальной точке роста: инвестиции в больницы, медуслуги и фармацевтику могут сыграть важную роль в обеспечении устойчивого развития, особенно в странах с ограниченным доступом к медицинским ресурсам.
Рынки устойчивого финансирования показали неоднородные результаты. Выпуск устойчивых облигаций достиг рекордного уровня в $1 трлн — это 11% от всего рынка облигаций. Особенно выросли зелёные облигации (+14%), тогда как привязанные к устойчивости бумаги сократились из-за проблем доверия. Государства стали основными эмитентами. В то же время устойчивые фонды, несмотря на общий объём в $3,2 трлн, столкнулись со снижением притоков и запусков на фоне регуляторного давления и низкой доходности. Европа доминирует на рынке, а развивающиеся страны по-прежнему недопредставлены.
Развиваются как добровольные, так и обязательные углеродные рынки. Хотя их стоимость восстановилась до $1,4 млрд, доверие подрывают слабая стандартизация и нерегулярное ценообразование, особенно в развивающихся экономиках. Суверенные и пенсионные фонды всё активнее учитывают климатические риски в инвестиционных стратегиях, но значительная часть по-прежнему не раскрывает данные об устойчивости, что снижает прозрачность и оценку рисков.
В 2024 году инвестиционная политика во всём мире формировалась под влиянием геополитики и целей промышленного развития. Было принято 174 новые меры, из которых 78% — благоприятные для инвесторов. Развивающиеся страны усилили стимулы для привлечения ПИИ, тогда как развитые всё чаще вводили ограничения, связанные с национальной безопасностью, особенно в высокотехнологичных и сырьевых секторах. При этом 63% мер в развитых странах также носили стимулирующий характер — главным образом в контексте поддержки энергетического перехода.
Финансовые стимулы достигли рекордной доли в 45% от всех позитивных мер и стали основным инструментом инвестиционной политики. Однако их массовое применение, особенно в развитых странах, идёт вразрез с международными налоговыми реформами, ограничивающими вредную конкуренцию. В Африке и Азии сохраняется курс на либерализацию и упрощение процедур, тогда как Латинская Америка делает упор на продвижение инвестиций в приоритетные секторы, включая зелёный водород.
В 2024 году усилилось внимание к соглашениям о международных инвестициях: было заключено 30 новых договоров, при этом старые соглашения продолжают ограничивать регулирование в чувствительных сферах — здравоохранении, климате, цифровизации. Количество споров между инвесторами и государствами (УСИГ) достигло 1401, причём более половины дел касались добычи и энергетики, а большинство — развивающихся стран. Это подчёркивает необходимость реформирования инвестиционного режима, включая разработку новых рекомендаций ЮНКТАД, говорится в отчёте.
Международные инвестиции в цифровую экономику
Быстрое развитие цифровых технологий открывает широкие возможности для устойчивого роста, но многие развивающиеся страны сталкиваются с глубоким цифровым разрывом. Международные инвестиции играют решающую роль в создании цифровой инфраструктуры и услуг, но требуют продуманной политики и международного сотрудничества. ЮНКТАД предложил обновлённую трёхуровневую структуру для анализа цифровой экономики, охватывая как основную цифровую инфраструктуру, так и финтех, ИИ и платформенные сервисы. Стратегические инвестиции в цифровую сферу помогут преодолеть неравенство в доступе к технологиям, поддержать инклюзивное развитие и обеспечить реализацию целей Глобального цифрового договора ООН.
Инвестиции в проекты greenfield стали основным источником международного капитала в цифровую экономику, особенно в развивающихся странах Азии и Латинской Америки. В 2020–2024 годах было привлечено $531 млрд, из которых почти 80% пришлись на 10 стран, включая Индию, Китай и Бразилию. Ведущими инвесторами остаются США и страны Азии. Однако вложения в цифровую инфраструктуру, особенно в ИКТ и дата-центры, остаются недостаточными — особенно в странах Африки к югу от Сахары. Финтех, облачные решения и центры обработки данных демонстрируют рост, но развивающиеся страны нуждаются в большей поддержке, в том числе через международные банки развития и венчурный капитал.
Иностранные инвестиции в цифровую экономику способствуют передаче технологий, созданию рабочих мест и развитию человеческого капитала. Они улучшают доступ к интернет-услугам, усиливают торговлю и ускоряют цифровую трансформацию. Однако сохраняются риски: экологические издержки, зависимость от крупных транснациональных корпораций и вытеснение местных игроков. Эффективная инвестиционная среда требует инфраструктурной доступности, качественного регулирования и устойчивых стратегий, чтобы цифровая трансформация была справедливой, инклюзивной и способствовала устойчивому развитию.
Глобальный подход к будущему. Рекомендации ЮНКТАД
Развивающимся странам необходимо укреплять цифровую инфраструктуру, улучшать доступ к связи, повышать цифровые навыки и формировать чёткую стратегию цифрового развития. Это включает управление данными, защиту интеллектуальной собственности и создание благоприятного инвестиционного климата. Также важно устранить барьеры для инвесторов и усилить политику поддержки МСП, чтобы использовать синергетический эффект от ПИИ.
Для устойчивого развития необходимо учитывать экологические и социальные риски цифровой экономики: потребление энергии, использование ресурсов и электронные отходы. Ответственность должны нести и государства, и компании. Совместные действия всех участников позволят инвестициям способствовать инклюзивной и устойчивой цифровой трансформации.
ЮНКТАД предлагает семь приоритетов: создать глобальные стандарты учёта ПИИ, разработать инструментарий политики, продвигать многосторонний диалог, использовать возможности цифрового скачка, запустить глобальное партнёрство по инфраструктуре, развивать цифровые навыки и инновации, а также продвигать ответственные инвестиции. Всё это направлено на сокращение цифрового разрыва и поддержку устойчивого развития.
Потоки ПИИ в Центральной Азии, млрд долларов США
Источник: UNCTAD, база данных FDI/MNE
Процентная доля от мировых потоков ПИИ в Центральной Азии, %
Источник: UNCTAD, база данных FDI/MNE
Центральная Азия теряет ПИИ как в размерах, так и в доле
Для развивающихся стран, несмотря на их усилия по привлечению инвестиций (как показывают общие тенденции политики), существуют значительные вызовы, особенно в области цифрового разрыва и финансирования ключевой инфраструктуры, отмечают аналитики ЮНКТАД. Центральная Азия демонстрирует особо тревожную динамику, поскольку за последние годы наблюдается резкое сокращение как абсолютного притока ПИИ, так и её доли в мировых потоках. Это указывает на серьёзные проблемы с инвестиционным климатом или снижением привлекательности региона для иностранных инвесторов, что требует немедленного внимания со стороны политиков для реализации рекомендаций ЮНКТАД по укреплению инфраструктуры, цифровых навыков, регуляторных рамок и механизмов содействия инвестициям. Без целенаправленных усилий этот регион рискует ещё больше отстать в гонке за глобальные инвестиции и цифровую трансформацию.
Приток ПИИ в Центральную Азию сократился с $10 млрд в 2022 году до $3 млрд в 2024 году. Доля Центральной Азии в мировом притоке ПИИ упала с 0,7% до 0,2%. Это означает, что регион не только привлекает меньше абсолютных объёмов инвестиций, но и теряет свою относительную значимость как направление для мировых ПИИ.
В 2024 году наблюдается необычное значение в -$2 млрд. Отрицательный отток ПИИ может указывать на то, что инвесторы, которые ранее вывели капитал из Центральной Азии, могли вернуть его, или же это может быть связано с переоценкой активов. Также это может означать, что репатриация капитала в Центральную Азию превысила новые инвестиции за рубеж.
Отметим, что в большей степени снижение притока иностранных инвестиций в регион происходит за счёт сокращения ПИИ в Казахстан. В большей степени, ситуация с инвестиционным климатом в нашей республике раскрывается в дополнительном докладе ЮНКТАД, посвящённом странам, не имеющим выхода к морю.
ПИИ в 32 развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (РСНВМ), в 2024 году сократился на 10%, до $23 млрд. Это ознаменовало собой обращение вспять скромного восстановления, зафиксированного в предыдущем году. Снижение было в основном обусловлено резким сокращением притока в несколько крупных стран-получателей среди РСНВМ. Например, Казахстан испытал значительный разворот — с $3,7 млрд в 2023 году до чистого оттока в размере -$2,6 млрд в 2024 году. Доля РСНВМ в мировых ПИИ снизилась с 1,7% в 2023 году до 1,5% в 2024 году.
Приток ПИИ в развивающиеся страны Азии, не имеющие выхода к морю, сократился на 42%, до $7 млрд, в основном из-за сокращения потоков в Казахстан, Армению и Лаосскую Народно-Демократическую Республику.
В 2024 году, несмотря на общее снижение стоимости, в РСНВМ было объявлено о пяти проектах greenfield, превышающих $1 млрд, причём четыре из них были привлечены Казахстаном, что резко контрастирует с сообщенным отрицательным притоком ПИИ. Среди них было объявление UCC (Катар) о строительстве газового объекта стоимостью $5,5 млрд. Кроме того, Fujian Hengwang (Китай) объявила о проекте по производству стали стоимостью $1,8 млрд в нашей стране.
Выводы
Глобальные прямые иностранные инвестиции переживают период спада и неопределённости, вызванный геополитическими напряжениями и экономической волатильностью. Хотя общий рост мировых ПИИ в 2024 году на 4% кажется позитивным, он фактически маскирует значительное снижение, обусловленное нестабильными транзитными потоками. Прогноз на 2025 год остаётся негативным, что призывает к срочным и скоординированным действиям для перенаправления инвестиций в устойчивое и инклюзивное развитие, особенно в цифровой экономике и инфраструктуре.
Центральная Азия демонстрирует особо тревожную динамику, в большей степени из-за спада потока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. Без целенаправленных усилий наша страна рискует ещё больше отстать в гонке за глобальные инвестиции и цифровую трансформацию.
Поскольку глобальные инвестиции претерпевают глубокие изменения, Доклад о мировых инвестициях 2025 года ЮНКТАД призывает к скоординированным международным действиям для использования преобразующей силы инвестиций в цифровую экономику и устранения сохраняющихся пробелов. Продвижение устойчивых и инклюзивных инвестиций, особенно в развивающихся экономиках, требует смелой политики, более сильных институтов и возобновления глобального сотрудничества.
UTC+00