finance.kz

ОСМС НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДПОМОЩИ

Доля карманных расходов казахстанцев на медуслуги почти в 2 раза выше «нормы»
ОСМС НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДПОМОЩИ

Изображение: Herbert II Timtim/Pixabay


Об этом говорится в Национальном плане развития до 2029 года. Так, доля карманных расходов граждан в общей структуре расходов на здравоохранение в 2022 г. составляла 29,6%. Это сразу на 5,7 п.п. выше, чем годом ранее и даже на 3,3 п.п. выше пандемийного 2020-го. При этом рекомендованный уровень ВОЗ — 15–20%. Однако для того, чтобы решить проблемы отрасли, планом развития предлагается повысить тарифы на медицинские услуги.


В частности, как отмечается в программном документе, на сегодняшний день система ОСМС не обеспечивает достаточный уровень качества и доступности медицинской помощи. Медицинские организации ежегодно сталкиваются с острым дефицитом финансовых средств. В то же время расходование средств осуществляется непрозрачно и неэффективно, не снижаются коррупционные риски в виде хищений, приписок. Таким образом, сложившая ситуация приводит к снижению привлекательности ОСМС для населения, высокому уровню карманных расходов и, соответственно, недостаточному охвату граждан медицинским страхованием. Ранее THE TENGE писал о том, что в прошлом году цены на амбулаторные услуги выросли почти на 14%.


В целом за годы внедрения ОСМС финансирование здравоохранения в Казахстане выросло почти в разы и сегодня составляет порядка 2,5 трлн тенге или 3,9% от ВВП в 2022 году. Однако, эти показатели в 2,5 раза ниже среднего показателя по ОЭСР (9,7%). Также, подушевой бюджет на здравоохранение в Казахстане составляет 1,0 тыс. долл. США при учёте паритета покупательной способности (среднее по ОЭСР – 5 тыс. долл. США). Для устойчивости системы здравоохранения ВОЗ рекомендует уровень финансирования здравоохранения от 5% до 8% от ВВП в странах с развивающейся экономикой, а в развитых странах – не менее 9% от ВВП.


Государственные расходы на здравоохранение составляют большую часть текущих расходов в странах ОЭСР, порядка 77,2% от общей суммы. В Литве этот показатель составляет 70,1%, в России 70,5%, в Польше 72,6%, в Словении 74,6%, в Эстонии 78,5%, а в Казахстане 61,7% в 2022 году.


Среди причин недостаточности финансирования выделяются:


•        отклонение от первоначальной финансовой модели ОСМС, предусматривающей более высокие ставки взносов для государства, работодателей и работников;

•        отсутствие системы сдерживания расходов, которые компенсируются только административными методами (линейная шкала);

•        неэффективная коммерциализация здравоохранения (64% поставщиков медицинских услуг в системе ГОБМП и ОСМС – частные медицинские организации);

•        предоставление государством широких гарантий в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, которые не обеспечены финансированием.


Износ и устаревание медицинской инфраструктуры


В среднем уровень износа объектов здравоохранения составляет 49,3%, в том числе используемых в рамках осуществления медицинской деятельности – 57,2%, образовательной деятельности в области здравоохранения 50,1%, СЭС – 50,0%. При этом капитальный ремонт необходим 40% объектов всей инфраструктуры здравоохранения в стране. Более 35% объектов по стране не типовые (приспособленные), что в свою очередь не позволяют развивать новые технологии, обеспечивать надлежащие условия для пациентов и (или) персонала, не соответствуют национальным и международным стандартам и требованиям. При этом износ оборудования в среднем составляет 66,3%, из них, медицинское оборудование – 49,1%, лабораторное оборудование – 83,5%.


Основным фактором несвоевременного обновления материальной технической базы объектов инфраструктуры здравоохранения является отсутствие финансов в организациях здравоохранения. Также в НПР отмечаются проблемы дефицита кадров в регионах и недостаточный уровень цифровизации сферы.


Приоритеты развития до 2029 года


Ключевая цель развития к 2029 году — повышение общего уровня здоровья населения и доведение средней продолжительности жизни до 76,3 лет, что потребует комплексной модернизации системы здравоохранения с доведением финансирования отрасли до 5,0% ВВП, в том числе за счёт увеличения государственных расходов на здравоохранение от ВВП до 3,7%. Предлагаются пути по совершенствованию системы финансирования здравоохранения.


Работа в данном направлении будет направлена на повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение доли карманных расходов в структуре общих расходов на здравоохранение до 20% к 2029 году, а также доведение общих расходов на здравоохранение до уровня 5% от ВВП, в том числе за счёт ОСМС.


В целях повышения качества и доступности медицинских услуг требуется принятие комплексных мер по повышению эффективности системы организации, планирования медицинской помощи в рамках ГОБМП и системы ОСМС, а также увеличения её финансирования путем:


•        увеличения объёма государственных расходов на здравоохранение к государственному бюджету с 11,1% в 2022 году до 12,3% в 2024 году и 20,3% к 2029 году;

•        полного обеспечения ГОБМП и повышения уровня его финансирования;

•        актуализации тарифов на медицинские услуги с учётом ежегодной индексации на фактический уровень инфляции, а также покрытия амортизационных расходов, затрат на текущий ремонт;

•        повышения финансовой устойчивости системы ОСМС путём совершенствования фондирования, выстраивания правильных процессов для минимизации коррупционных рисков и неэффективных расходований, улучшения эффективности администрирования пакетами ГОБМП и ОСМС, а также автоматизации процесса управления;

•        устранения фрагментации здравоохранения;

•        усиления роли ФСМС как стратегического закупщика;

•        развития цифровизации в системе здравоохранения.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram